Считается, что путем девальвации можно спасти нашу загибающуюся экономику и реанимировать экспорт. «Сейчас, в отличие от предыдущих месяцев, со стороны властей принимаются правильные шаги: рубль постепенно девальвируется. Дело в том, что белорусский экспорт упал на 20% по сравнению с прошлым годом, следовательно, и объем валюты, поступающий в нашу страну, снизился на 20%. Что в таком случае делают адекватные экономические власти? Ослабляют курс национальной валюты», считает, к примеру, Леонид Заико. «Я считаю, что плавной девальвации белорусского рубля по 2-3% в месяц до конца года должно хватить для восстановления баланса», продолжает он. Теоретически верно, так в рыночных экономиках курсообразование и работает. Но поможет ли девальвация в нашем случае? Ведь нашей экономике до рыночной еще очень далеко. И никаких рыночных реформ не проводилось с 2011 года и не проводиться, даже вон обратный процесс пошел, началась национализация и власти вернули «золотую акцию»».
Так что стоит вспомнить, что девальвация 2011 года практически никак не повлияла на стабилизацию ситуации в стране, вернее не только она повлияла. Да, благодаря девальвации удалось на некоторое время разгрузить склады. Продукцию, которую выпустили и отправили на склад при курсе в Br3000 за USD1, потом при курсе почти в 9000 удалось распродать относительно легко. И какое-то время еще удавалось работать, используя старые запасы комплектующих. Но уже очень скоро сырье, энергоносители, комплектующие предприятиям пришлось закупать исходя из нового курса. Так что девальвационный эффект был кратковременным, и не он обеспечил стабилизацию экономики более чем на год. На самом деле стабилизации ситуации в гораздо большей степени поспособствовали совсем другие факторы, которые сегодня апологеты девальвации стараются не замечать.
Во-первых, это внешние денежные вливания. USD2,5 млрд. за «Белтрансгаз» и почти USD3 млрд. «стабилизационного» кредита АКФ. Кредит, правда, был разбит на шесть частей, чтобы мы не «растрынькали» деньги сразу, и последний транш этого кредита мы вот-вот должны получить. И эти примерно полмиллиарда долларов каждые три-четыре месяца существенно помогали обеспечивать «стабильность», позволяя латать все новые и новые дыры в экономике. Кстати, предусмотренные условиями кредита реформы мы так и не провели и даже не собирались проводить, как теперь выясняется. Пообещали только, чтобы деньги «сорвать». Но без реформ, чисто очередной девальвацией экономику, увы, не спасти.
Еще одним фактором стабилизации ситуации был приснопамятный «растворительный бизнес», который обеспечивал приток валюты фактически из «воздуха», просто изменением товарных кодов в накладных. Таким образом, девальвация 2011 года сыграла очень незначительную роль в последующей стабилизации ситуации в стране, если вообще сыграла.
Хотя, надо признать, белорусская «валюта» действительно снова сильно переоценена. Ведь получив внешнее финансирование, белорусские власти вместо того, чтобы заняться реформированием экономики, просто восстановили статус-кво, вернули все к состоянию декабря 2010 года, и все, насколько им это удалось, вернули «к норме». Тем самым они восстановили предпосылки для масштабного кризиса и девальвации. Так что девальвация вполне возможна, но экономику она не спасет, как не спасла экономику и девальвация 2011 года. Тем более, что на еще одну трехкратную девальвацию наши власти уже не решаться, а 20-30% в нашей теперешней ситуации это «как мертвому припарки». Только народ взбудоражить — вот и весь «экономический эффект». Приведение, к примеру, в соответствие зарплат и производительности продаж, даже не труда, а именно продаж, оказало бы гораздо большую пользу экономике.
Пока нельзя предсказать какую тактику выбрала наша власть и выбрала ли вообще. Плавная девальвация или разовая? Это пока не ясно. Ясно одно: без реформ девальвация систему уже не спасет. Даже очередные кредиты МВФ или АКФ уже не спасают, хотя и могут продлить агонию. Только реформы могут превратить «стабильную» агонию в стабильный рост.