Уже первый квартал текущего года показал, что негативные тенденции проявляются в группах товарах, не имеющих отношения к торговле растворителями и разбавителями. «Динамика экспорта и импорта неэнергетических товаров была разнонаправленной: экспорт сократился на 5,5%, а импорт вырос на 15,6%. Дефицит составил USD 1.9 млрд, увеличившись по сравнению с январем-мартом 2012 года в 4 раза. Это указывает на то, что во внешней торговле наблюдаются негативные тенденции и серьезные дисбалансы, не связанные с влиянием энергетической группы товаров и растворителей», говорится в Ежемесячном обзоре экономики, подготовленном Исследовательским центром ИПМ.
Сложная ситуация во внешней торговле стала основной причиной роста складских запасов готовой продукции, объемы которых стали настолько значительными, что вызывают серьезную обеспокоенность экономических властей.
Причины и возможные последствия данной ситуации прокомментировала научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.
–Каковы основные причины проблем, наблюдающихся в белорусской внешней торговле?
— В первую очередь, мы можем говорить об объективных причинах. Нынешнее состояние экспорта связано с ситуацией на российском рынке, который остается основным или даже единственным для большинства белорусских товаров. Сегодня в России наблюдается стагнация спроса, что негативно влияет на положение наших предприятий. Статистические выглядят печально: рост инвестиций в России по сравнению с прошлым годом составляет 0%, рост промышленного производства — 0,1%, а рост ВВП в последние месяцы существенно замедляется. Конечно, такая ситуация на российском рынке приводит к снижению спроса, в том числе на белорусские товары.
К этой ситуации можно было подготовиться, ведь российские эксперты с начала года предупреждали о возможности стагнации. Уже тогда можно было спрогнозировать, что отсутствие роста в российской промышленности негативно повлияет на спрос на инвестиционные товары. Именно это мы и наблюдаем сегодня, когда снижаются продажи грузовиков, сельхозтехники и другой белорусской инвестиционной продукции. Причем ситуация может ухудшаться и в дальнейшем. Опасность заключается в том, что со временем стагнация производства может сказаться на доходах населения в России, и это отразится уже на потребительском спросе. Особому риску в этом случае подвергнутся товары, рассчитанные на длительное использование. В связи с этим можно ожидать, что в недалеком будущем мы столкнемся со снижением спроса на белорусские телевизоры, холодильники и другую потребительскую продукцию.
– Как долго могут сохраняться проблемы на российском рынке?
— На сегодняшний день никто из российских экспертов не берется с уверенностью предсказать это. Некоторые специалисты полагают, что улучшение ситуации начнется уже в третьем квартале текущего года, другие, напротив, утверждают, что Россию ожидает продолжительная рецессия. Такая неопределенность является довольно неприятной.
— Можно ли провести аналогию между влиянием на белорусскую экономику нынешней ситуации в России, и влиянием предыдущих российских кризисов, включая дефолт 1998 года и кризис 2008 года?
— Надеюсь, нынешняя стагнация российской экономики не так катастрофично скажется на Беларуси, как в свое время сказался дефолт. С другой стороны, и дефолт 1998 года, и кризис 2008 года в России показали, насколько сильное влияние на Беларусь оказывают проблемы на российском рынке. В конце 2008 года складывалась очень схожая ситуация с той, что мы имеем сегодня. Тогда у нас были точно такие же затоваренные склады, а мы продолжали производить товары, несмотря на то, что понимали — покупать их не будут. А ведь на такой недвусмысленный сигнал, как кризис у основного потребителя, нужно обязательно реагировать. В условиях, когда на основном рынке возникли серьезные проблемы, вряд ли удастся быстро сбыть продукцию на альтернативные рынки. Уж если их не удалось завоевать раньше, то вряд ли это получится в спешном порядке, когда продукция уже находится на складах.
Другими словами, объемы производства необходимо координировать с ситуацией, которая складывается на рынках сбыта. Ведь невозможно бесконечно вымывать оборотные средства предприятий, вкладывая их в производство продукции, которая не продается. Не стоит забывать о том, что вымывание оборотных средств ведет к увеличению числа убыточных предприятий.
— Итогом российского кризиса 2008 года и снижения спроса на белорусские товары для нас стала девальвация белорусского рубля в начале 2009 года. Может ли эта история повториться?
— Мне бы не хотелось в этой связи говорить о девальвации, хотя проблемы на внешних рынках имеют определенную связь с устойчивостью национальной валюты. По итогам января-апреля в Беларуси сложилось отрицательное сальдо торговли товарами, которое пока компенсируется за счет положительного сальдо торговли услугами. Но если отрицательное сальдо торговли товарами будет расти, что вполне вероятно, учитывая ситуацию в России, то в ближайшие месяцы мы можем прийти к тому, что положительное сальдо торговли услугами перестанет перекрывать дефицит торговли товарами. В условиях отрицательного сальдо торгового баланса мы рискуем снова столкнуться с дефицитом иностранной валюты.
— Какие еще опасности кроются в нынешней ситуации?
— Существует угроза того, что правительство выделит деньги белорусским предприятиям на приобретение складских запасов. Это может привести к новому витку инфляции. К тому же, это может осложнить получение внешнего кредитования, поскольку подобные действия противоречат условиям Антикризисного фонда ЕврАзЭС.
И конечно же, в такой ситуации экономические условия для роста зарплат исчерпаны. Если механизм повышения зарплат все же будет запущен, произойдет дальнейшее вымывание оборотных средств предприятий. Статистика свидетельствует, что сегодня снижаются не только объемы экспорта, но и средняя цена на экспортируемые товары. То есть по многим позициям предприятия пытаются стимулировать продажи, снижая цены на конечную продукцию. Если они одновременно будут увеличивать зарплаты, то им придется продавать товары ниже их себестоимости, что приведет к дальнейшему усугублению их проблем.
Смягчить сложившуюся ситуацию возможно в первую очередь путем трезвой оценки положения на внешних рынках и выстраивания действий в соответствии с ним. Немаловажным является и повышение конкурентоспособности белорусской продукции.