В создающийся с 1 января 2015 года Евразийский экономический союз скорее всего перейдут все нерешенные проблемы Евразийского экономического пространства. По крайней мере, уже сейчас понятно, что в ЕЭП страны «тройки» вступят с тем же списком ограничений и изъятий, который имеется сейчас.
Ограниченная свобода
Пока в ЕЭП свободно передвигаются лишь 2/3 номенклатуры товаров. Лекарственные средства, медицинское оборудование, алкогольная и табачная продукция и т. д. исключены из перечня товаров, к которым не применяются какие-либо барьеры. К примеру, в Беларуси по-прежнему процветает институт специмпортеров алкогольной продукции, в то время как в России и Казахстане такого института нет.
Ситуация с услугами еще хуже: только около 1/3 услуг имеет свободное хождение, все остальные находятся в зоне изъятия (всего в этом секторе насчитывается 139 изъятий).
Далее. Недавно наднациональный орган Таможенного союза — Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), в частности, выявила в ЕЭП 25 различных барьеров, препятствующих торговле сельскохозяйственными товарами и отдельными видами ресурсов, в том числе по продукции животноводства и растениеводства — по 3 барьера, по пищевой продукции — 8 барьеров, по алкогольной продукции — 11 барьеров.
Еще один пример — либерализация рынка автоперевозок в ЕЭР. Пока Беларусь и Россия имеют разрешительный порядок для перевозок грузов в или из третьих стран, а с Казахстаном — еще и на взаимные грузоперевозки. Это означает, что сегодня водителю для выполнения перевозок по территории государств Таможенного союза нужно иметь разрешения на право въезда и транзитного проезда. Белорусскому автоперевозчику, чтобы попасть в Россию с грузом из третьей страны, тоже нужно иметь разрешение. Такие разрешения выдает российская сторона. Но Россия, защищая интересы собственных автоперевозчиков, выдачу таких разрешений ограничивает.
Белорусская сторона рассчитывает на скорейшую отмену разрешительного порядка, однако Казахстан и Россия не торопятся это делать, опасаясь, что их национальные автоперевозчики проиграют конкуренцию белорусам.
Процесс согласований
Ускорить снятие барьеров в ЕЭП сложно, поскольку, как отмечалось на бизнес-форуме ЕЭП 31 мая в Минске, в Таможенном кодексе ТС есть 333 отсылочные нормы, которые регулируются национальными законодательствами трех стран. В целом в нормативной базе ТС и ЕЭП присутствует около 800 таких норм изъятий, ограничений и отсылочных норм к национальным законодательствам. В результате ЕЭК как наднациональный орган полноценно работать не может.
При этом даже в Едином таможенном тарифе (ЕТТ) предусмотрено около 108 изъятий для Беларуси и Казахстана. Это означает, что по 108 позициям товаров в Беларуси и Казахстане будут действовать ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от единого таможенного тарифа ТС. Под временной тарифной защитой — то есть до вступления Беларуси в ВТО — находятся основные позиции белорусского автопрома: грузовые автомобили, транспортные средства специального назначения, автобусы, тракторы.
Президенты таможенной «тройки» 29 мая в Астане договорились, что Евразийский экономический союз с 2015 года начнет свою работу без изъятий и ограничений. Для этого чиновники ЕЭК собираются даже внести изменения в форму подготовки договора о Евразийском экономическом союзе. Правда, как было уточнено в ходе саммита в Астане, если некие изъятия и останутся, то они должны быть зафиксированы отдельными договоренностями и доложены президентам «тройки».
Политикам явно очень хочется побыстрее выполнить эту работу и оказаться в ЕЭС. Для этого чиновники ЕЭК планируют к 1 сентября вместе с бизнесом подготовить белую книгу изъятий и ограничений в ЕЭП и представить ее президентам на следующем саммите, который намечено провести в октябре в Минске.
Работа предстоит «адская», не стал скрывать белорусский премьер-министр Михаил Мясникович во время форума деловых людей ЕЭП 31 мая в Минске.
Таможенная «тройка» и ВТО
Очевидно, что заметно усложняет эту работу фактор разноскоростной интеграции стран «тройки» в ВТО. Ведь на этапе создания Таможенного союза предполагалось, что все 3 страны — Казахстан, Россия и Беларусь — коллективно вступят в ВТО. Первой от такого формата отказалась Россия, которая в августе 2012 года уже стала членом ВТО. Казахстан, по сути, сейчас находится на пороге ВТО.
Беларусь лишь 16 мая этого года после четырехлетнего перерыва наконец-то возобновила многосторонние переговоры по вступлению в ВТО, получив ранее позитивные сигналы от ЕС и США. Однако белорусским переговорщикам предстоит еще огромный объем работы. И речь идет не только о многосторонних переговорах, но и переговорах двусторонних более чем с 10 странами, в том числе с США и ЕС.
И в этом смысле Беларусь как аутсайдер интеграции в мировую торговлю в таможенной «тройке» несет потенциальные риски для всего Евразийского экономического союза.
Это обстоятельство усугубляет заметное ухудшение экономической ситуации и в Беларуси, и в ЕЭП.
Стоимостный объем белорусского экспорта в первом квартале по сравнению с первым кварталом 2012 года снизился на 17,9%, или на 2 млрд. 394,7 млн. USD. При этом на долю России в общем объеме экспорта в первом квартале 2013 года приходилось 40%.
Также упал в первом квартале текущего года взаимный товарооборот стран ЕЭП — сразу на 15%, хотя в первые два года после создания Таможенного союза он рос примерно на 30% ежегодно. Очевидно, что фактор снятия границ, стимулировавший товарооборот в ТС, уже исчерпан, а конкуренция после вступления основного торгового партнера Беларуси — России — в ВТО обострилась.
На фоне заметного снижения спроса на отечественную продукцию и падение экспорта на ключевом для Беларуси российском рынке, белорусские чиновники готовы списать многие беды своей экономики на последствия вступления России в ВТО.
Протекционизма не хватает
Накануне заседания 28–29 мая Высшего Евразийского экономического совета в Астане А. Лукашенко интересовался у первого вице-премьера Беларуси Владимира Семашко о проблемах взаимодействия в ЕЭП. Ситуация на макроуровне очень непростая, отметил тот. «Во-первых, сказывается мировая рецессия. Во-вторых, с 1 января Россия вступила в ВТО, а российский рынок для нас один из основных, особенно что касается продукции машиностроения. И мы уже в полной мере хлебнули негативных моментов, оказавшись по факту в ВТО, поскольку мы находимся в Таможенном союзе», — заявил В. Семашко.
Во время бизнес-форума ЕЭП 31 мая белорусский премьер М. Мясникович также обратил внимание на это обстоятельство. С одной стороны, сказал он, общий рынок трех государств, с другой — вступление некоторых из них в ВТО, что открыло их рынки. «Политически это правильно. Конкуренция, в том числе внешняя, — это здоровое явление. Но не потеряем ли мы внутренние рынки для отечественных производителей?», — задал риторический вопрос М. Мясникович.
В этой связи он заметил, что за последние 5 лет доля МАЗа и КамАЗа снизилась на российском рынке почти на 1/3. Если раньше российские и белорусские автомобили на рынке Таможенного союза составляли 50%, то сейчас — 35%. «Фактически наши растущие платежеспособные рынки мы отдали производителям из других стран», — констатировал М. Мясникович.
В этой ситуации белорусские чиновники, не связанные обязательствами перед ВТО, чаще других инициируют решения в «тройке» по защите отечественных производителей.
Отметим, что по инициативе белорусской стороны ЕЭК увеличила импортную пошлину на молочные продукты в Таможенном союзе, а также инициировала повышение тарифных ставок по ряду других чувствительных для белорусской экономики торговых позиций, в том числе по сельхозтехнике.
Сейчас в Таможенном союзе и ЕЭП применяются 13 мер в рамках «тройки» в отношении товаров из третьих стран. С 1 июля 2012 года ЕЭК уже провела 7 антидемпинговых расследований, по которым приняты защитные меры. По двум товарным позициям, в том числе по такой, как зерноуборочные комбайны, защитные меры были приняты в предварительном порядке — с января 2013 года принята временная фактически заградительная ставка по закупке импортных комбайнов в размере 24,5%. Такой прецедент в истории «тройки» имел место впервые.
Однако сложившейся ситуацией по защите своих производителей белорусская сторона не совсем довольна. Замминистра иностранных дел Беларуси Александр Михневич в ходе пресс-конференции 24 мая не стал скрывать озабоченности Минска в связи с доминирующей ролью России в ЕЭП в ситуациях, когда речь идет, например, о пересмотре ставок таможенных пошлин. «По тем же ставкам таможенных пошлин — Россия вступила в ВТО и заняла в целом такую позицию: их надо снижать. Но там есть возможность и повышения. И когда белорусская сторона вносит такое предложение, оно рассматривается месяц или два. Когда россияне вносят предложение по снижению ставок пошлин, оно проходит в течение трех недель», — заметил А. Михневич.
Беларусь к конкуренции не готова
Председатель Коллегии ЕЭК Виктор Христенко недавно отметил, что единственный драйвер, способный сейчас вдохнуть новые силы в экономики стран таможенной «тройки», — это формирование единого рынка, снятие барьеров и ограничений.
Однако белорусская экономика не готова не только к полному открытию своего рынка, но и к конкуренции в формате ЕЭП. Об этом свидетельствуют следующие примеры.
Недавно российская ассоциация «Росагромаш» обратилась в Коллегию ЕЭК за защитой от недобросовестной конкуренции со стороны Беларуси. В письме на имя председателя коллегии ЕЭК Виктора Христенко она обращается внимание на нарушение белорусской стороной Соглашения о государственных и муниципальных закупках, действующего в рамках формирования ЕЭП.
В качестве примера «Росагромаш» приводит объявленный белорусской компанией ОАО «Белагросервис» открытый конкурс на закупку сельхозтехники и оборудования в 2013 году в рамках реализации республиканской программы оснащения современной техникой и оборудованием организаций агропромышленного комплекса на 2011–2015 годы. Формально право на подачу заявки на участие в тендере имеет любая сельхозтехника вне зависимости от страны происхождения. Однако, как отмечает российская ассоциация, конкурсные документы напрямую дискриминируют российские товары при участии в таком конкурсе и ставят их в заведомо проигрышные условия, подчеркивает «Росагромаш».
Анализ конкурсной документации свидетельствует о том, что некоторые требования к техническим характеристикам зерноуборочных и самоходных кормоуборочных комбайнов составлены таким образом, что им могут соответствовать только машины, произведенные «Гомсельмашем», хотя российские машины позволяют убирать урожай с наименьшими затратами в сравнении с белорусской техникой, говорится в письме.
С жалобой на проблемы в работе на белорусском рынке в Коллегию ЕЭК обратилось также крупнейшее в России предприятие по производству рыбной продукции — ООО «Вичюнай-Русь». Компания обращает внимание, что белорусская сторона не сделала каких-либо отличий между импортом продуктов переработки рыбы, происходящих из третьих стран, и импортом таких продуктов из РФ.
Также недавно российская ассоциация предприятий кондитерской промышленности «АСКОНД» пожаловалась в Минэкономразвития РФ на дикриминацию российских компаний в Беларуси. Ассоциация обращает внимание на письмо главного управления потребительского рынка Мингорисполкома, адресованное руководителям организаций торговли и общественного питания.
В нем говорится, что в соответствии с протоколом поручения премьер-министра Беларуси Михаила Мясниковича от 30 марта 2013 года и приказом Минторга от 4 апреля 2013 года «О реализации кондитерских изделий отечественного производства» во втором квартале этого года организациям торговли всех форм собственности поручено обеспечить удельный вес продажи кондитерских изделий отечественного производства в общем объеме реализации не менее 85%.
За невыполнение показателя в 85% белорусское правительство пригрозило руководителям торговых организаций персональной ответственностью. В результате эти «сладкие» ограничения коснулись также и российских компаний, — были случаи, когда российскую продукцию убирали с торговых полок, а с некоторыми компаниями даже расторгли договора. Хотя, по правилам «тройки», российские товары признаются товарами ТС и должны продаваться на белорусском рынке без ограничений.
Белая книга ЕЭП
Белая книга изъятий из ЕЭП может пополниться перечнем претензий, которые сегодня Россия предъявляет Беларуси во взаимной торговле. Это:
- отсутствие национального режима российским товарам, работам, услугам при их допуске к госзакупкам в Беларуси;
- предоставление в Беларуси льгот при закупке по лизингу белорусских транспортных средств у производителей;
- ввоз в страну табака и табачных изделий исключительно через специмпортеров, определенных президентом Республики Беларусь;
- ввоз в страну рыбы, морепродуктов, продуктов их переработки исключительно через строго ограниченное число ежегодно определяемых импортеров;
- ввоз в страну алкогольной продукции исключительно через специмпортеров, определенных президентом Республики Беларусь;
- административное регулирование доли продаж импортных товаров;
- обязательная маркировка контрольными знаками кофе, чая, масла растительного, икры осетровых и ее заменителей, соков фруктовых и овощных, вод с добавлением вкусо-ароматических веществ, пива, слабоалкогольных напитков, масел моторных, моющих средств, антифризов, обуви, принтеров, вычислительных машин, мониторов, мобильных телефонов, материальных носителей, телевизоров, часов;
- приобретение российских товаров государственными организациями и организациями с государственной долей собственности допускается только у производителей или их официальных торговых представителей.
Можно предположить, что именно эти позиции Минск постарается «защитить» путем внесения предложения в Белую книгу изъятий из ЕЭП.
Автопроизводители
Еще одна проблема — утилизационный сбор на импортные автомобили.
После вступления в ВТО Россия ввела утилизационный сбор на импортные автомобили для защиты своего автопрома. Сбор призван компенсировать снижение ввозных пошлин от вступления в ВТО (РФ сразу после вступления в ВТО снизила размер импортных пошлин на автомобили с нынешних 30% до 25%, а затем в течение 7 лет должна снизить до 15%).
Между тем, ранее в таможенной «тройке» вокруг введения утилизационного сбора на иномарки разгорелась целая дискуссия, поскольку этот вопрос напрямую затрагивал интересы Беларуси и Казахстана. Беларусь не хотела принимать российские правила: слишком высока цена этого вопроса, поскольку новые правила коснулись бы не только автодилеров, но и бизнеса в смежных сферах — банковское автокредитование, страхование, сертификация, технический сервис и т. д.
В результате Россия вынуждена была уступить Беларуси и Казахстану в вопросе тарифной защиты на иномарки. «Тройка» договорилась, что до своего вступления в ВТО эти страны не будут вводить утилизационный сбор на иномарки.
Однако Евросоюз готов был подать в суд ВТО на Россию, если бы та не изменила ситуацию с утилизационным сбором. Эта тема неоднократно обсуждалась на переговорах между правительством России и представителями Европейской комиссии. В итоге российские чиновники пообещали урегулировать проблему без суда ВТО. С этой целью правительство РФ планирует в середине 2013 года выровнять условия утилизационного сбора для российских и иностранных автопроизводителей.
Это решение затронет интересы и белорусских предприятий. Тем более, есть еще одно обстоятельство. Беларусь совместно с китайской корпорацией Geely приступила к производству легковых автомобилей, продавать которые планирует на рынке ЕЭП. Тем более, что белорусская сторона рассчитывала на иные правила игры.
Рынок алкоголя
Кроме того, утверждение единых правил оборота алкогольной продукции в ЕЭП грозит сделать белорусский рынок уязвимым перед незаконно произведенной в России водкой. По оценкам, доля «серой» водки в общем объеме производства РФ достигает 40%. С учетом ее высокой ценовой конкурентоспособности белорусским ликеро-водочным заводам будет крайне сложно соперничать в условиях общего с Россией рынка.
Кроме того, выполняя свои обязательства перед ВТО, Россия начнет снижать ввозные пошлины на алкогольную продукцию. Создание единого рынка алкогольной продукции в ЕЭП создаст почву для прихода в Беларусь крупных транснациональных корпораций. И поскольку в Беларуси нет четких планов приватизации алкогольной отрасли, скорее всего, крупные компании выступят в Беларуси не в статусе инвесторов, а в роли конкурентов для белорусских товаров.
Есть и другие позиции, претендующие попасть в Белую книгу изъятий ЕЭП.
Валютная политика
С 1 января 2012 года вступило в силу Соглашение о согласованных принципах валютной политики в государствах-участниках ЕЭП. Оно предусматривает поэтапное принятие мер по либерализации валютных операций, но при сохранении национального суверенитета при проведении государствами курсовой политики. Кроме того, с созданием ЕЭП все страны должны выровнять уровень валютного регулирования. Однако Беларусь попросила сохранить норму по обязательной продаже части валютной выручки резидентами до 1 января 2017 год (такого понятия, как обязательная продажа валютной выручки, нет в России и Казахстане).
Еще одной чувствительной позицией в соглашении о валютной политике являются операции капитального характера. Это касается открытия счетов в банках Таможенного союза, а также отмены действующего в Беларуси разрешительного характера на проведение операций капитального характера, связанных с приобретением акций. Белорусская сторона получила право на несколько лет не снимать ограничения на открытие счетов и вкладов в иностранной валюте, а также применять ограничения в отношении определенных валютных операций, выдавать разрешения на проведение валютных операций.
Отметим, что переходный период для унификации правил функционирования рынка ценных бумаг в ЕЭП предоставлен до 2014 года, для страхового рынка — до 2020 года.