Украина покупает российский газ по самым высоким ценам в Европе. В прошлом году страна платила за газ в среднем 414,5 USD/тыс. куб. м. Из-за дороговизны российского газа страна вынуждена была снизить закупки российского газа до 27 млрд. куб. м, хотя по контракту они должны были составить 41 млрд. куб. м. Собственная добыча газа составила 20,2 млрд. куб. м.

«Мы вынуждены платить за газ самую высокую цену в Европе, что очень тяжело для нашей экономики», — заявил в феврале журналистам президент Украины Виктор Янукович во время визита в Литву. Страна вынуждена была искать механизмы выхода из ситуации. «В первую очередь, мы постарались сократить использование этого дорогого сырья и одновременно увеличить добычу украинского газа», — отметил В. Янукович.

Поиски газовой альтернативы

Сейчас Украина ведет переговоры с Туркменией о закупках более дешевого газа. Правда, в этом случае ей придется договариваться с «Газпромом» о допуске азербайджанского газа к российской «трубе», что в сложившихся условиях весьма проблематично. Помимо этого, Киев предпринял конкретные шаги, чтобы стратегически решить проблему дорогого российского газа.

В конце января 2013 г. Украина и Royal Dutch Shell подписали соглашение по разработке сланцевого газа. Данный газовый контракт на 10 млрд. USD стал крупнейшим в Европе. Право на разработку двух месторождений сланцевого газа в пределах Юзовского участка (в Донецкой и Харьковской областях, общая площадь — около 7.800 кв. км) Shell получила в мае 2012 г. Соглашение позволяет компании начать разведку уже в этом году, причем начальная инвестиция компании составит 400 млн. USD. Предполагается, что Shell будет не только платить предусмотренные украинским законодательством налоги, но и передавать государству от 31% до 60% прибыли от добываемого газа.

Право на разведку Олесского месторождения на западе Украины получила еще одна иностранная компания — американская Chevron.

Украинские запасы сланцевого газа оцениваются как одни из крупнейших в Европе. По расчетам украинской стороны, через 10 лет Юзовское месторождение сможет давать до 10 млрд. кубометров газа в год, через 15 лет — 20 млрд. кубометров. Таким образом, если будет реализован оптимистичный сценарий — добыча в 20 млрд. куб. м газа, Украина сможет полностью решить проблему дефицита газа.

Одновременно с реализацией проекта по добыче сланцевого газа возрастает роль газотранспортной системы (ГТС) Украины, поскольку по этой системе можно будет доставлять как украинским потребителям, так и зарубежным. К тому же Украина планирует также покупать газ в Европе, и для этого также нужна своя «труба».

Киев уже заявил, что не собирается продавать свою ГТС, хотя «Газпром» не скрывает своего желания получить контроль над украинской газотранспортной системой. Если же продать трубу российскому концерну, то, как отмечают эксперты, «можно быть практически уверенным, что доступ иному газу в эту ГТС, кроме газпромовского, будет закрыт». «Скорее всего, мы трубу не будем никому продавать», — заявил В. Янукович в конце февраля. При этом он не исключил, что ГТС страны может быть передана в аренду.

Украина пытается также реализовать еще один проект, направленный на диверсификацию источников топлива. В ноябре 2012 г. Украина подписала с компаниями Excelerate Energy LLC (США) и Gas Natural Fenosa (Испания) соглашение о сотрудничестве по реализации национального проекта LNG-терминал. Данный проект является ключевым для реализации намерений правительства по диверсификации поставок газа.

LNG-терминал мощностью 10 млрд. куб. м газа в год и стоимостью EUR 969 млн. планируется построить в Одесской области (четверть этой суммы должны составлять государственные средства). Проект намечено реализовывать в несколько этапов. На первом этапе будет построена плавучая установка для хранения и регазификации мощностью до 5 млрд. куб. м природного газа в год, на втором — наземный терминал с двумя резервуарами, на третьем — третий резервуар и дополнительное оборудование, необходимое для доведения мощности терминала до 10 млрд. куб. м.

Ранее Украина заключила соглашение с Азербайджаном об импорте 10 млрд. кубометров газа в год на первом и до 20 млрд. кубометров на втором этапе сотрудничества. Дело в том, что у Азербайджана были планы по строительству газопровода и перевалочного терминала на берегу Черного моря для экспорта своего газа по морю. Однако Турция не соглашается на прохождение судов через Босфор в обоих направлениях. Эксперты отмечают, что это делается для того, чтобы вынудить Азербайджан направить все свободные объемы топлива по Трансанатолийскому газопроводу, который пройдет по ее территории.

Учитывая это обстоятельство, Киев начал прорабатывать другие варианты, — в частности, строительство завода со стороны Средиземного моря в Турции.

Украина потеряла контроль над транзитом российского газа

Украина активизировала поиски альтернативных источников стратегического топлива на фоне четко обозначенной политики России перебросить тразит газа в европейском направлении с украинского коридора на свои трубы.

Несколько лет назад она контролировала 2/3 транзита российского газа в Европу. Но в 2012 г. Украина фактически перестала быть главным рынком сбыта российского газа и утратила контроль над его транзитом. Перелом произошел очень быстро: еще в первом квартале 2011 г. через Украину шло 63% объема транзита российского газа в Европу, но в первом квартале 2012 г. эта цифра составляла уже 56%, а в конце года — 55%.

В этом году страна обеспечивает уже менее половины прокачки российского газа в европейском направлении. Причина в том, что в 2012 г. набирал обороты только что запущенный «Северный поток», к тому же в прошлом году «Газпром» стал собственником «Белтрансгаза». Поэтому в течение всего минувшего года российская монополия постепенно переводила транзитные потоки с украинского направления на «Северный поток» и трубопровод Ямал-Европу, который проходит через Беларусь.

В результате с началом 2013 г. загрузка украинской трубы снизилась еще на 18% (по сравнению с последней декадой предыдущего года). «Газпром» на 26% снизил прокачку по ужгородскому коридору. При этом увеличил загрузку «Северного потока», нарастив транспортировку по восточному отводу OPAL и начав стабильные поставки по западному отводу NEL. В результате суммарная доля украинского транзита в российском экспорте газа по итогам первой декады января 2013 года снизилась до 42%.

Позиции «Газпрома» в Европе падают

У этого процесса есть и обратная сторона медали. Экспорт газа через «Северный поток» привел к тому, что у «Газпрома» растет транспортная составляющая в цене российского газа при поставках в Европу. Если у главного конкурента «Газпрома» в Европе — Норвегии — транспортировка в конечной цене составляет около 30%, а добыча 70%, то у «Газпрома» примерно наоборот.

Чтобы выдержать растущую конкуренцию на европейском рынке, «Газпрому» приходится снижать цены. В частности, французская GDF Suez, австрийская Econgas и немецкие Wingas и WIEH в январе подали заявки на пересмотр условий своих контрактов. Ряд европейских потребителей «Газпрома» получили скидки раньше. В целом «Газппром» снизил среднюю прогнозную цену газа для Европы на 2013 г. с 415 USD/тыс. куб. м до 370 USD/тыс. куб. м.

Очевидно, что рост транспортных расходов «Газпром» может частично компенсировать за счет переброски части украинского экспорта не на «Северный поток», а через Беларусь, где газопроводы принадлежат российской монополии. Однако в последние годы транзит российского газа через Беларусь практически не поменялся. В 2012 г., по данным «Газпрома», транзит газа через Беларусь составил 44,5 млрд. куб. м против 44,3 млрд. куб. м в 2011 г. и 43,2 млрд. куб. м. в 2010 г.

И хотя в опубликованных в июне 2012 г. материалах к собранию акционеров «Газпрома» сообщалось, в 2013 году транзит газа через территорию Беларуси может вырасти до 60 млрд. куб. м, оснований для таких прогнозов мало. Согласно данным отчета «Газпрома», поставки российского газа в дальнее зарубежье в 2012 г. снизились на 7,5% по сравнению с предыдущим годом — до 138,8 млрд. куб. м. При этом общее потребление газа в европейских странах сократилось лишь на 2,3%, до 543,2 млрд. куб. м.

Белорусский «пример»

В 2010 г. на волне конфликта с Россией белорусские власти, казалось бы, всерьез озаботились поисками газовой альтернативы. Первый вице-премьер Владимир Семашко в то время заявлял, что Беларусь рассматривает возможность участия в строительстве СПГ-терминала в Литве, Польше и Украине, а самый оптимальный вариант будет выбран в 2011 г. Однако все эти заявления оказались не более, чем прожектами.

Хотя проект по строительству СПГ-терминала в Литве был наиболее продвинутым. Беларусь загорелась поскорее его реализовать в самый разгар газовой войны с Россией, которая разразилась в июне 2010 г. Сначала министр энергетики Беларуси Александр Озерец обсудил эту тему с литовским министром энергетики Арвидасом Секмокасом. Вслед за этим экс-премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский публично заявил о желании Беларуси в целях диверсификации поставок энергоресурсов в страну построить СПГ-терминал в Клайпедском порту.

В июне 2010 г. этот проект обсуждался на встрече А. Лукашенко с премьер-министром Литвы Андрюсом Кубилюсом. Белорусская сторона сначала заявила о готовности построить в Литве терминал СПГ мощностью 8 млрд. куб. м в год, позже мощность была скорректирована до 5 млрд. куб. м. Дальше требовалось подготовить проектное предложение, технические проекты и приступать к строительству.

К 1 ноября 2010 г. специально созданная литовско-белорусская рабочая группа по сотрудничеству в вопросах ТЭКа должна была представить предложения по строительству СПГ-терминала в Литве. Однако дальше никаких конкретных шагов по реализации данного проекта официальный Минск не сделал.

В начале 2011 г. первый вице-премьер В. Семашко уже скромно заметил, что в течение 2011–2015 годов правительство намерено продолжить работу по диверсификации поставщиков природного газа в Беларусь и «при необходимости» реализовать проект по импорту сжиженного газа.

Такая «необходимость» не появилась, поскольку к этому времени проект Таможенного союща для официального Минска стал приоритетным. Получив газовые бонусы от России благодаря вхождения в Таможенный союз и продаже своей газотранспортной системы, белорусские власти дистанцировались от всяких альтернативных энергопроектов. Беларусь даже не ответила на предложение Украины присоединиться к проекту по строительству терминала сжиженного природного газа (СПГ) на побережье Черного моря.

Сегодня ситуация такова, какой она была всегда: Беларусь полностью зависит от импорта природного газа из России: около 97% электроэнергии в стране производится на теплоэлектростанциях на основе природного газа и 87% тепловой энергии также основано на этом источнике.

Да, входная цена российского газа для Беларуси остается самой низкой — 160 USD/тыс. кубометров. Но что толку от дешевого российского газа, если при этом энерготарифы превратились в тормоз для инвестпроектов. Разве это не парадокс: белорусские предприятия платят за электроэнергию больше, чем европейские, хотя импортируют российский газ для ее производства по самым низким ценам.

Госконцерн «Белнефтехим» вынужден был даже недавно публично заявить, что при нынешней тарифной политике на электроэнергию приступать к реализации крупных инвестпроектов в нефтехимии весьма рискованно: она не позволяет предприятиям им выйти на приемлемые сроки окупаемости новых производств. Это ли не приговор всей экономической модели страны, а также более чем красноречивый показатель цены энергетических «пряников» в Таможенном союзе?

Справка

В 2012 г. экспорт газа в страны Западной Европы составил 105,82 млрд. куб. м, в страны Центральной Европы — 32,98 млрд куб. м.

Больше всего газа у «Газпрома» закупила Германия — 33,16 млрд. куб. м, Турция — 27,02 млрд. куб. м, Италия — 15,08 млрд. куб. м. Польша — 9,94 млрд. куб. м газа, Великобритания — 8,11 млрд. куб. м, Франция — 8,04 млрд. куб. м, Чехия — 7,28 млрд. куб. м, Венгрия — 5,29 млрд. куб. м, Австрия — 5,22 млрд. куб. м, Словакия — 4,19 млрд. куб. м, Финляндия -

3,75 млрд. куб. м, Греция — 2,50 млрд. куб. м, Нидерланды — 2,31 млрд. куб. м, Болгария — 2,53 млрд. куб. м, Румыния — 2,17 млрд. куб. м. Незначительные объемы российского газа были поставлены в Сербию и Черногорию — 0,74 млрд. куб. м, Словению — 0,50 млрд. куб. м, Данию — 0,33 млрд. куб. м, Швейцарию — 0,30 млрд. куб. м, Боснию и Герцеговину — 0,26 млрд. куб. м, а также Македонию — 0,08 млрд. куб. м.

Беларусь в 2012 г. закупила 20,3 млрд. куб. м российского газа (а планировала приобрести 22,5 млрд. куб. м). В 2011 г. в Беларусь было поставлено 20 млрд. куб. м российского газа (минус 7,3% по сравнению с показателем 2010 г.).