Чтобы «ужать» долю импортных нефтепродуктов до 15%, Украина в 2011 г. собиралась ввести импортные пошлины на бензины в размере 130 EUR/т и на дизтопливо — 80 EUR/т. Расследование длилось в течение года, но в декабре 2011 года Межведомственная комиссия по международной торговле Украины вынуждена была прекратить спецрасследование без введения каких-либо ограничительных мер.
В конце сентября 2012 года Кабинет министров Украины принял решение о начале специального расследования в отношении импорта в страну нефтепродуктов и введении с 1 декабря 2012 года пошлин на них. Однако это решение не было реализовано.
В начале февраля 2013 правительственный куратор украинского ТЭКа Юрий Бойко разослал украинским НПЗ бланки жалоб, на основании которых Межведомственная комиссия по международной торговле намерена начать антисубсидиарное расследование в отношении импорта нефтепродуктов из Беларуси.
Итогом такого расследования может стать введение на 5 лет пошлин на белорусские нефтепродукты в размере около 180,84 USD/т.
Надо, чтобы под инициативой подписалось 5 заводов, но пока подписи поставили Кременчугский, Надвирнянский и Дрогобычский НПЗ (их менеджмент контролирует группа «Приват») и Шебелинский ГПЗ (входит в состав государственного ПАО «Укргазвыдобування»).
Стоит заметить, что очередная попытка, как, впрочем, и предыдущая, направлена на ограничение поставок не всего импорта автомобильного топлива (Украина импортирует нефтепродукты примерно из 10 стран), а только лишь белорусского.
Почему Украина добровольно открыла свой рынок?
Действительно, ситуация в украинской нефтепереработке сложилась парадоксальная. Имея на своей территории 6 НПЗ, мощности которых превышают 51 млн. т в год, Украина с каждым годом наращивает импорт нефтепродуктов, снижая при этом собственную нефтепереработку.
Причины такого положения были запрограммированы много лет назад. Украина примерно 12-15 лет назад продала свои НПЗ по щадящей цене с условием проведения реконструкции НПЗ. К примеру, Лисичанский НПЗ (проектная мощность нефтепереработки — 24 млн. т) Украина продала ТНК в 2000 году всего за USD10 млн., рассчитывая на хорошие инвестиции в развитие предприятия. Однако эти планы не были реализованы, завод технически отстал от современных стандартов. Как отмечают эксперты, ТНК-ВР опасался вкладывать в развитие НПЗ, опасаясь смены власти.
Техническая отсталость собственных НПЗ вынудила украинские власти в 2005 году открыть свой рынок — страна добровольно отменила импортные пошлины на нефтепродукты. Автомобильное топливо в эту страну поставляют российские, белорусские, литовские, польские, румынские и другие компании.
Между тем, ситуация в украинской нефтепереработке в прошлом году ухудшилась. Переработкой нефти в стране занимались лишь 4 завода из имеющихся 6 НПЗ: Лисичанский, Кременчугский, Надвирнянский НПЗ и Шебелинский ГПЗ. Но и они снизили переработку чуть ли не наполовину: на 49,5% по сравнению с 2011 годом — до 4,6 млн. т.
Как результат, производство нефтепродуктов в Украине в прошлом году упало на 42,6% по сравнению с 2011 годом: выпуск бензина сократился на 42,6%, до 1,6 млн. т, дизельного топлива — на 48,2%, до 1,4 млн. т, мазута — в 2,8 раза, до 715,3 тыс. тонн.
Эту освободившуюся нишу поспешили заполнить импортеры, прежде всего из Беларуси — Белорусская нефтяная компания, «БНК-Украина», белорусские НПЗ, «Белоруснефть» и «Белоруснефть-Украина».
По данным Государственной таможенной службы Украины, в прошлом году Украина импортировала из Беларуси нефтепродукты на USD3,726 млрд. при том, что всего нефтепродуктов и нефти в эту страну было ввезено 7,615 млн. тонн на USD7,607 млрд. Между тем, российские нефтяные компании поставили автомобильного топлива всего на USD1,63 млрд., компании Литвы — на USD714,914 млн., из других стран — на USD1,535 млрд.
В этом году белорусы своего лидерства не уступают. В январе в Украину было ввезено 446,574 тыс. тонн нефтепродуктов общей стоимостью USD443,992 млн. И опять больше всех белорусских: на USD188,91. Российских нефтепродуктов продано заметно меньше — на USD119,808 млн., из Литвы — на USD74,215 млн., из других стран — на USD61,059 млн.
По оценкам экспертов, с 2010 года импорт белорусских нефтепродуктов вырос на 90,16% — до 3,8 млн. тонн, что составляет 41,21% рынка. В украинском импорте дизтоплива доля белорусского достигла уже 60%, в то время как российского — лишь 15,29%, литовского — 0,4%. Также быстро растет доля импорта белорусских автобензинов в Украину: их ниша уже составляет 1/3 всего импорта этого вида топлива.
Аргументы обвиняемых
Причины своих бед украинские НПЗ видят в том, что находятся в неравных условиях с белорусскими заводами, которые мало того, что закупают российскую нефть без пошлины в рамках Таможенного союза, еще и государство субсидируют белорусскую нефтепереработку.
Инициаторы жалобы считают, что Беларусь предоставляет своим НПЗ 6 типов субсидий на общую сумму 180,84 USD/тонна. В частности, речь идет об освобождении НПЗ от уплаты сбора в размере 30% от валютной выручки (165 USD/тонна), компенсации заводам процентных ставок по банковским кредитам (12,3 USD/тонна), предоставлении бюджетных кредитов и займов (1,24 USD/тонна).
При этом они указывают также на беспошлинный ввоз в Украину топлива биодизельного (ТБД) из Беларуси, а также белорусского дизтоплива с улучшенными характеристиками. Этот вид топлива получается, если к стандартному дизтопливу добавить специальные присадки. Отметим, что заметный рост экспорта этой продукции в Украину объясним: в этом случае трейдерам не нужно было платить экспортную пошлину в российский бюджет.
Аргументы защиты
Украинские лоббисты введения пошлин должны быть готовы к тому, что без «боя» белорусская сторона не сдаст свой самый ликвидный на сегодняшний день рынок.
Впрочем, и Украине непросто будет доказать правомерность всех своих претензий.
В качестве основной претензии названы госсубсидии, которые белорусские НПЗ получают в виде освобождения их от обязательной продажи части валютной выручки — эту меру господдержки в Украине оценивают в 165 USD/тонну продукции.
Белорусских нефтяников действительно в 2011 году освободили на некоторое время от обязательной продажи 30% валютной выручки. Это была вынужденная мера, — иначе в условиях валютного кризиса в стране они просто не смогли бы закупать нефть. Но эту льготу вряд ли можно отнести к госсубсидиям. В условиях кризиса НПЗ всего лишь разрешили распоряжаться всем объемом валюты, которую они сами же и заработали (кстати, обязательная продажа валюты — для многих стран просто нонсенс). Теперь НПЗ опять продают 30% валютной выручки.
Проценты за пользование банковскими кредитами белорусское государство нефтяникам не возвращает — они сами в состоянии финансировать свои инвестпроекты.
Видимых причин обвинять белорусские НПЗ в ценовом демпинге тоже нет, — они поставляют нефтепродукты в Украину по рыночным ценам. В прошлом году концерн «Белнефтехим» настоял на единой ценовой политики для всех ресурсодержателей белорусских нефтепродуктов при продажах в Украину, которые перерабатывают нефть на давальческих условиях на белорусских НПЗ. В 2011 году белорусское дизтопливо, например, продавалось в Украине со скидкой 20-30 USD/т к европейским котировкам, но теперь дисконта практически нет. Аналогичная ситуация и по бензинам.
А вот российскую нефть белорусские НПЗ действительно покупают по льготной цене — без экспортной пошлины, но это — своего рода плата России за интеграцию, — правила Таможенного союза. Правда, при этом следует учитывать, что при экспорте нефтепродуктов, в том числе и в Украину, белорусские трейдеры по правилам Таможенного союза платят вывозные пошлины в российский бюджет.
Лоббисты пошлин стали антилоббистами
Стоит заметить, что в 2011 году в числе главных лоббистов запрета на импорт в Украине называли компанию ТНК-ВР, владельца Лисичанского НПЗ (Украина). В то время ТНК-ВР больше всего беспокоил импорт из стран Таможенного союза, особенно из Беларуси, которая, как заявлялось, получает российскую нефть без экспортных пошлин и имеет возможность впоследствии демпинговать при продаже топлива в Украину.
Однако спустя два года ТНК-ВР заняла принципиально иную позицию в отношении белорусских нефтепродуктов. И это тоже объяснимо.
В марте 2012 года компания приостановила работу Лисичанского НПЗ по причине убыточной его работы: по ее данным, в 2010 году консолидированный убыток составил USD68 млн., в 2011 году — 23 млн. USD. Зато с 2012 года ТНК-ВР получила большую квоту на переработку своей нефти на Мозырском НПЗ, превратившись в крупного поставщика белорусских нефтепродуктов в Украину.
Отметим, что сейчас и Одесский НПЗ, принадлежащий «Лукойлу», не присоединился к инициативе украинских НПЗ о проведении антисубсидиарного расследования в отношении импорта белорусских нефтепродуктов. Этот завод был остановлен на профилактический ремонт в октябре 2010 года и с тех пор не работает.
При этом «Лукойл» в 2012 году поставил в Беларусь 4,4 млн. т нефти: 1,6 млн. т — на Мозырский НПЗ и 2,8 млн. т — на Новополоцкий НПЗ, сообщила на днях газета «Известия». Средняя эффективность таких поставок дополнительно обеспечила 12-14 USD на каждой тонн по сравнению с нефтью, продаваемой через российские порты.
При этом 50% поставок компания направляла на переработку. Прибыльность давальческой схемы составляла 30 USD/т. Общий валовой доход давальческой схемы переработки в Беларуси оценивается компанией свыше 56 USD/т (доходность производства нефтепродуктов Мозырского НПЗ на 12 USD/т выше чем у Новополоцкого завода).
Так что если Украина примет административное решение в отношении пошлин на белорусские нефтепродукты, можно ожидать не только ответных мер со стороны Беларуси в отношении поставок украинской продукции в страну, не исключено также, что защитные шаги будут предприняты в рамках Таможенного союза.
Заградительные пошлины уже не помогут
Очевидно, что проблемы украинских НПЗ обусловлены в первую очередь их технологической отсталостью, поэтому введение спецпошлин на импорт белорусского топлива ситуацию в украинской нефтепереработке радикально не поменяет.
Зато ситуация заметно ухудшит ситуацию на внутреннем топливном рынке. Это может привести к росту цен, поскольку импортеры постараются заложить пошлины в цену горючего. По оценкам украинских экспертов, введение пошлин приведет к повышению розничных цен на нефтепродукты в Украине примерно на 1,0-1,3 грн/л.
Тем не менее, как считают украинские эксперты, попытки монополизировать рынок нефтепродуктов в Украине продолжатся.
Сейчас в Украине все больше говорят о вхождении в нефтепереработку бизнесмена Дмитрия Фирташа, известного как совладельца компании «РосУкрЭнерго». Ранее Владимир Пристюк, губернатор Луганской области, на территории которой находится Лисичанский НПЗ, сообщил СМИ, что ТНК-ВР собирается продавать завод и что есть уже два потенциальных покупателя.
Осенью прошлого года Лисичанский НПЗ у компании ТНК-ВР собиралась купить компания «Газ Украина» (по неофициальным данным, руководство этой группы близко к окружению старшего сына президента Украины — Александра Януковича) за USD300 млн. Сам НПЗ, выведенный из эксплуатации, в 2012 году выставил на продажу ряд объектов, расположенных на территории завода. В частности, компания продавала два административных здания, диспетчерскую, кладовую и т. д. Но позже эту сделку заблокировала компания «Роснефть», которая на тот момент занималась покупкой доли BP в ТНК-BP. Пока Лисичанский НПЗ формально остается собственностью ТНК-ВР.
На днях стало известно, что «Лукойл» продает свой украинский перерабатывающий актив — Одесский НПЗ украинской группе «ВЕТЭК» (ГК «Газ Украина»). «Восточно-европейская топливно-энергетическая компания» (ВЕТЭК) — новый бренд, под которым консолидирует свои активы группа компаний «Газ Украина», основным акционером которой является украинский бизнесмен Сергей Курченко. «Газ Украина» специализируется на торговле сжиженным и природным газами, нефтепродуктами и товарами для нефтегазовой отрасли, контролирует около 150 АЗС на Украине.
По оценкам экспертов, завод может быть продан не дороже USD300 млн.
И хотя саму сделку планируется закрыть к 1 июня этого года, министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий ранее заявил, что Одесский НПЗ может возобновить работу уже в марте.
Можно предположить, что после того, как в Украине завершится очередной передел в нефтяной отрасли, новые владельцы НПЗ — теперь уже украинские бизнесмены — возобновят протекционистские усилия по защите топливного рынка страны.
Справка
Всего в Украине около 7 тыс. АЗС, половину рынка составляют мелкие игроки. Крупнейшим игроком с 1,59 тыс. заправок является сеть «Укрнафта», работающая под рядом брендов и принадлежащая «Нафтогазу» и группе «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. Вторым игроком с 437 АЗС является сеть WOG, которая принадлежит группе «Континуум» Игоря Еремеева.
Единственным международным участником украинского розничного рынка бензина является группа Shell. Львиную долю из 173 заправок Shell в Украине составляют приобретенные, а не построенные самостоятельно АЗС.
Справка
Согласно данным Беластата, Беларусь в 2012 году экспортировала 17,45 млн. тонн нефтепродуктов на 14,53 млрд. USD.
Также в 2012 году республика экспортировала 3,71 млн. тонн легких дистиллятов на 3,22 млрд. USD. В том числе в Украину было поставлено 1,42 млн тонн этих товаров на 1,415 млрд. USD. К легким дистиллятам традиционно относятся прямогонный бензин (нафта) и другие прямогонные легкие фракции сырой нефти, в том числе получаемые из прямогонных фракций путем добавления изопропиловых спиртов растворители и разбавители.
Экспорт прочих дистиллятов составил за 2012 год 10,955 млн. тонн на 8,499 млрд. USD, из которых в Украину было ввезено 1,85 млн. тонн на 1,84 млрд. USD. Остальной объем экспорта прочих дистиллятов пришелся на страны дальнего зарубежья.
Прочие дистилляты представляют собой дизтопливо и другие нефтепродукты, которые требуют дополнительной доработки и очистки, а также сертификации на соответствие техническим стандартам, после чего могут использоваться в качестве топлива.