Беларусь и Россия продолжают переговоры о балансе поставок произведенных в РБ нефтепродуктов в Россию в 2013 году. При каком условии и объемах поставок такая схема выгодна для Беларуси? Удалось ли сторонам согласовать вопрос выполнения балансовых обязательств по поставкам белорусских нефтепродуктов на российский рынок в минувшем 2012 году?
Татьяна Маненок. Буквально на самом финише 2012 года Беларусь и Россия наконец-то смогли согласовать поставку нефти в Беларусь на первый квартал 2013 года. Сделать это удалось лишь после того, как эта тема опять была вынесена на самый высокий политический уровень. А. Лукашенко подключил к ней В. Путина и Д. Медведева. В результате Беларуси гарантированы поставки стратегического сырья на первый квартал — в объеме 5,75 млн. тонн, что в целом соответствует годовой потребности Беларуси — 23 млн. тонн.
Но такой промежуточный итог вряд ли обрадовал официальный Минск. Во-первых, ему пока не удалось решить главную задачу — подписать баланс по поставкам нефти и нефтепродуктов на 2013 год. Во-вторых, хотя белорусская сторона договорилась о нужных объемах нефти на первый квартал, но это не те условия, на которые делалась ставка.
По трубе в Беларусь в первом квартале будет поставлено лишь 5,025 млн. тонн. Еще 725 тыс. тонн Россия предложила Минску импортировать по железной дороге. Но поставки «колесной» нефти примерно на 60 USD/тонн дороже в сравнении с поставками «трубной» нефти. Именно по этой причине Минск настаивает на поставках 23 млн. тонн российской нефти именно по трубопроводной системе.
Заметим, что в 2012 году Беларусь имела более выгодные условия: практически в течение всего года страна импортировала российскую нефть по трубе в объеме 5,3 млн. тонн (за исключением IV квартала).
Пока Беларусь и Россия не возобновили переговоры по подписанию баланса по поставкам нефти и нефтепродуктов на 2013 год, хотя Минск пытался это сделать сразу же после 10 января, как только в России завершились новогодние праздники.
Вице-премьер правительства России Аркадий Дворкович 23 января сообщил журналистам, что стороны обсудят параметры нефтяного баланса на 2013 год до конца февраля.
Проблем с подписанием баланса быть вроде бы не должно после того, как стороны «закрыли» тему «растворительного» бизнеса, и белорусские экспортеры в 2013 году приступили к выполнению своих обязательства по поставкам автомобильного топлива на российский рынок.
Отметим, что Россия впервые с 2013 года достаточно жестко завязала условия поставки нефти в Беларусь на объем обратной поставки в РФ высококачественных белорусских нефтепродуктов.
Да, нефтяной баланс-2012 также включал обязательства белорусской стороны по поставкам автомобильного топлива на российский рынок. К тому же они были гораздо более объемными — 2,1 млн. т бензина, 3,5 млн. тонн дизтоплива и 0,2 млн. тонн авиакеросина. Но, видимо, при подписании этих обязательств никто не рассчитывал, что Москва проявит настойчивость в своем требовании их выполнить.
Тем более, что белорусская сторона имела убедительные контраргументы: любые продажи топлива, в том числе в РФ, должны быть коммерческие выгодными (а они таковыми не являлись) и, кроме того, этот объем обязательств должен быть поделен между белорусскими экспортерами и российскими компаниями, получившими с 2012 года право до 50% поставляемой в Беларусь нефти перерабатывать на белорусских НПЗ.
Первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко, комментируя эту ситуацию в ноябре прошлого года, подчеркнул, что поставки топлива в Россию белорусским НПЗ не всегда выгодны, «потому что при таких условиях мы имеем за минусом таможенных пошлин цену на условиях „нет-бэк“», в то же время норма прибыли для белорусских заводов на одной тонне составляет 20-25 USD. «Этого едва-едва хватает, чтобы осуществлять огромные планы модернизации производства», — заметил В. Семашко. (В модернизацию белорусских НПЗ ежегодно инвестируется примерно 150-250 млн. USD.)
Однако эти аргументы россиян не убедили. Невыполнение договоренностей стало причиной секвестра в IV квартале нефтяного баланса для Беларуси. Эта ситуация вынудила белорусскую сторону приступить к системной продаже автобензинов на российский рынок.
По требованию российской стороны, Беларусь продает топливо через Санкт-Петербургскую биржу по цене закрытия предыдущей торговой сессии.
Как отмечают белорусские чиновники, в этом году продажи активизировались, повысилась их коммерческая выгода. Кроме того, стороны договорились о возможной поставке белорусского топлива в РФ и по прямым договорам.
В 2013 году Беларусь должна поставить на российский рынок 2,1 млн. тонн высокоактановых бензинов и 1 млн. тонн зимнего дизтоплива. Этот объем пропорционально объемам переработки нефти в Беларуси распределен между белорусскими переработчиками и российскими компаниями, работающими в Беларуси на давальческих условиях. По оценкам, давальческим сырьем от российских компаний белорусские НПЗ загружают 38-40% своих мощностей.
Дело в том, что с 1 января 2013 года Россия установила запрет на использование бензина стандарта евро-2 и перешла на евро-3, в результате чего, по оценкам Минэнерго РФ, на рынке может возникнуть дефицит высокоактановых бензинов в объеме около 1 млн. тонн.
Замглавы Минэнерго РФ Павел Федоров сообщил 23 января, что Россия рассчитывает на возврат нефтепродуктов из Беларуси в 2013 году в объеме около 2 млн. тонн. По расчетам Минэнерго, именно такой объем топлива Беларусь может поставить на российский рынок. «Мы рассчитываем на 2 млн. тонн, которые у нас будут в качестве резерва», — цитирует П. Федорова агентство ИТАР-ТАСС. По его словам, «российский рынок для Беларуси уже является прибыльным, а для нас это хорошее подспорье, дополнительный источник предложения в период пикового спроса на топливо».
В свою очередь вице-премьер правительства России А. Дворкович на брифинге в рамках Всемирного экономического форума в Давосе 23 января отметил, что что правительство не ожидает дефицита топлива весной 2013 года в связи с переходом на стандарт топлива Евро-3. «В нынешней ситуации дефицит не возникнет, в том числе потому, что при таких ценах на бензин выгодно поставлять бензин из Беларуси, и там есть достаточные объемы. Такие экспортные поставки из Беларуси в Россию уже осуществляются», — сказал А. Дворкович.
В то же время, говоря о возобновлении в конце февраля переговоров с Беларусью о подписании нефтяного баланса на 2013 год, А. Дворкович, видимо, неслучайно добавил, что помимо этого вопроса с белорусской стороной планируется обсудить весь спектр экономического сотрудничества.
Видимо, РФ намерена оценить не только то, как Беларусь справляется с обязательствами по поставкам нефтепродуктов на российский рынок.
Помимо топлива, Кремль, вероятно, интересуют и другие вопросы. Можно предположить, что речь идет о реализации озвученных интеграционных проектов — создание холдинга с участием МАЗа и КамАЗа, СП на базе МЗКТ, создание «Союзкалия» и т. д. Если здесь будут обозначено заметное продвижение в нужном для России направлении, то нефтяной баланс будет подписан, и Беларусь получит нужный объем нефти. Ну, а если нет, то без нефти Беларусь, конечно же, не останется, но вряд ли получит ожидаемые 23 млн. тонн сырья по трубе.
Катастрофы в результате тоже, конечно же, не случится, но ожидаемые показатели от нефтянки, а следовательно и прогнозные показатели для всей экономики заметно ухудшатся. Тем более, если еще подкачает и мировая конъюнктура. В начале года на высоколиквидном для белорусского экспорта украинском рынке отмечалось падение цен на автомобильное топливо.
Для справки
По данным ЦДУ ТЭК РФ, поставки нефти из России в Беларусь в 2012 году составили 21 млн. 297 тыс. тонн нефти — на 17,4% больше, чем в 2011 году.
В четвертом квартале поставки нефти из РФ в Беларусь составили 5,013 млн. тонн, в течение первых трех кварталов поставки составляли по 5,3 млн. тонн ежеквартально.
Балансом на 2012 год предусматривалось, что Беларусь может импортировать 21,5 млн. тонн российской нефти, причем весь объем должен быть поставлен трубопроводным транспортом. Однако в конце сентября 2012 года российская «Транснефть» объявила о снижении поставок нефти в Беларусь в IV квартале.
По данным Совмина Беларуси, белорусские НПЗ переработали в 2012 году 21,7 млн. тонн нефти, что на 5,7% больше, чем в 2011 году.