Сегодня А. Лукашенко встретится в Москве с В. Путиным. Сможет ли он договориться о поставках 23 млн тонн нефти? И вообще, много ли новогодних подарков привезет белорусский лидер домой?
Янов Полесский. Какие-то новогодние подарки, разумеется, будут — это чисто союзническая традиция такая. Но для их получения белорусскому лидеру придется пройти ряд почти формальных процедур. Ситуацию несколько усложняет проблема объема этих дарований, с драматической остротой встающая в канун всякого нового года.
Как гласит релиз, анонсирующий встречу глав трех государств, «В рамках заседания Высшего Евразийского экономического совета — высшего органа ТС и ЕЭП — Владимир Путин, Александр Лукашенко (президент Белоруссии) и Нурсултан Назарбаев (президент Казахстана) обсудят вопросы развития и углубления интеграционного взаимодействия трех государств, направленного на формирование к началу 2015 года Евразийского экономического союза, а также подпишут ряд совместных документов».
Иными словам, Александру Григорьевичу придется выдержать скучную торжественную часть этого мероприятия — в ожидании неформальной части, когда можно будет поговорить с коллегой Путиным о насущном (хорошо бы в режиме «без галстуков»). Имея в виду особенности характера российского президента, а также то, что он давно усвоил эффективную манеру общения со своим собеседником, можно предположить, что Владимир Владимирович будет показательно рассуждать об Таможенном союзе, Едином экономическом пространстве, о выгодах, связанных с унификацией правил, тарифов и т. д., а главные (для Александра Григорьевича) вопросы мягко и дипломатично обойдет стороной. Или пообещает «подумать».
С тем, чтобы уже непосредственно к Новому году братскому народу чего-то дать– но, разумеется, не столько, сколько просили, и так, чтобы у этого «народа» возникло чувство, что сани остановились прямо у края пропасти. Контракт по нефти в итоге зафиксирует, скажем, цифру в районе 20 млн тонн, из которых 1 млдр будет поставлен по железной дороге (то есть 19+1 либо 20+1 вместо запрашиваемых 23 млн). В короткий предновогодний период, скорее всего, будет также принято очередное положительное решение по кредиту. Вернее, решение по очередному траншу уже принято, но его пока не перечисляют из-за каких-то «технических проблем». Короче, в такие холода деньги по проводам не могут пройти.
Такие новогодние подарки. Спрашивается: если ответ заранее известен, зачем Владимиру Путину держать своего коллегу Александра Лукашенко в «преддефолтном» состоянии? Затем, что если с Александром Григорьевичем поступать иначе, то он, как показывает опыт, начинает больше голосить, больше требовать, больше шантажировать. А подвешенное состояние придает ему, так сказать, дипломатической уравновешенности.