Запуск Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Беларуси и Казахстана привел к увеличению объемов теневых внешнеэкономических операций. В частности, в показателях двусторонней внешней торговли Беларуси и Казахстана, опубликованных национальными статистическими службами, содержатся существенные расхождения, связанные с теневым движением товаров и услуг. В результате бенефициарами создания регионального интеграционного объединения являются недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности и криминальные структуры.

По данным Национального статистического комитета Беларуси, объем внешней торговли товарами между Беларусью и Казахстаном в январе–августе 2012 г. возрос по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 16,1% до USD 647,5 млн. Экспорт белорусских товаров в Казахстан в анализируемом периоде увеличился на 23,1% до USD 564,7 млн. Импорт казахстанских товаров в Беларусь снизился на 16,1% до USD 82,8 млн.

Основными позициями белорусского экспорта в Казахстан являются: мясомолочная продукция, машины и механизмы для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур, тракторы и седельные тягачи, шины, легковые и грузовые автомобили, сахар, мебель, лекарственные средства, нефтепродукты, холодильники и морозильники, столярные изделия, полиацетали и полиэфиры, изолированные провода и кабели, грузовые железнодорожные вагоны, пластмассовая тара, радиаторы, бытовая аппаратура, дорожная и строительная техника, услуги.

В свою очередь, Беларусь из Казахстана импортирует плоский прокат из нелегированной стали, пшеницу, необработанный алюминий, медные отходы и лом, конвейерные ленты, подшипники, нефтепродукты, услуги.

В то же время, обращает на себя внимание наличие значительных расхождений между данными Национального статистического комитета Беларуси (Белстата) и Агентства Республики Казахстан по статистике (АРКС).

Так, по данным АРКС, объем двусторонней внешней торговли между Беларусью и Казахстаном в январе–августе 2012 г. составил USD 483,3 млн. против USD 647,5 млн. по версии Белстата (расхождение между данными составило USD 164,2 млн.). В том числе экспорт белорусских товаров в Казахстан по версии статистических ведомств выглядит следующим образом: Белстат — USD 564,7 млн., АРКС — USD 419,4 млн., расхождение — USD 145,3 млн. (см. таблицу 1). Импорт казахстанских товаров в Беларусь по версии Белстата (USD 82,8 млн.) превышает аналогичный показатель АРКС (USD 63,9 млн.) на USD 18,9 млн.

Учитывая, что статистическое расхождение между данными о внешнеторговом обороте (USD 164,2 млн.) является обобщающим сальдовым показателем, реальные объемы теневых экспортно-импортных операций в абсолютном выражении выглядят еще выше. К слову, расхождения между внешнеторговыми показателями зафиксированы практически по всем позициям взаимной внешней торговли товарами Беларуси и Казахстана.

Например, по данным Белстата, в январе–августе 2012 г. экспорт белорусских машин и механизмов для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур в Казахстан (USD 49,5 млн.) превысил аналогичный показатель АРКС (USD 4,7 млн.) сразу на USD 44,8 млн., или более чем в 10,5 раз. Судя по всему, под видом экспорта в Казахстан осуществляются поставки белорусской продукции в третьи страны.

Показатели внешней торговли Беларуси и Казахстана в январе–августе 2012 г. в разрезе отдельных товарных позиций (по данным национальных статистических служб) представлены в Таблице 1.

Кроме того, значительными выглядят расхождения в показателях экспорта белорусских тракторов (Белстат — USD 47,7 млн., АРКС — USD 25,1 млн., расхождение — USD 22,6 млн.), легковых автомобилей (Белстат — 17,4 млн., АРКС — 7 млн., расхождение — USD 10,4 млн.), нефтепродуктов (Белстат — 11 млн., АРКС — 0,4 млн., расхождение — USD 10,6 млн.), сахара (Белстат — 30,7 млн., АРКС — 20,9 млн., расхождение — USD 9,7 млн.), грузовых железнодорожных вагонов (Белстат — 9 млн., АРКС — нет поставок, расхождение — USD 9 млн.) и др.

При этом имеются существенные различия и в показателях импорта казахстанских товаров в Беларусь. Так, по данным Белстата, в январе–августе 2012 г. Беларусь импортировала из Казахстана плоский прокат из железа и нелегированной стали (коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 7209-7210) на сумму USD 32,2 млн., в то время как, по данным казахстанской стороны, эта цифра выглядит ниже — USD 21,4 млн. (расхождение USD 10,8 млн.).

Таким образом, бенефициарами создания Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана среди прочего являются и недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности и криминальные структуры. В результате увеличение объемов теневых трансграничных операций подвергает страны — участницы регионального объединения дополнительным рискам и в целом создает угрозу их устойчивому социально-экономическому развитию в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Очевидно, что в текущей ситуации правоохранительные органы и силовые ведомства России, Беларуси и Казахстана должны усилить совместные действия для сокращения трансграничной экономической преступности в рамках ТС и ЕЭП.

Перспективы сотрудничества Беларуси и Казахстана

Премьер-министр Казахстана Серик Ахметов 9 ноября заявил на встрече с главой белорусского правительства Михаилом Мясниковичем о том, что Беларусь и Казахстан имеют все возможности для того, чтобы в перспективе увеличить взаимный товарооборот до USD 3 млрд.

В частности, важным направлением расширения взаимного экономического сотрудничества является организация поставок нефти и нефтепродуктов из Казахстана в Беларусь. В данном случае необходимо отметить, что в рамках ТС и ЕЭП должен быть обеспечен равный доступ к инфраструктуре (включая трубопроводы) для всех участников регионального интеграционного объединения. Пока же вопреки нормам ЕЭП руководство России препятствует организации поставок казахстанской нефти в Беларусь, защищая, в первую очередь, интересы российского нефтяного бизнеса.

В целом, как показывает анализ, на современном этапе целесообразным выглядит наращивание объемов внешнеэкономических операций между Беларусью и Казахстаном за счет расширения ассортимента товаров и услуг и увеличения взаимных потоков трансфертов, доходов и инвестиций.

По данным двустороннего платежного баланса, в первом полугодии 2012 г. резиденты Беларуси перечислили в Казахстан трансферты на общую сумму USD 34,6 млн. Соответственно, резиденты Казахстана перечислили в Беларусь трансферты в размере USD 39,9 млн. Доходы белорусских резидентов в Казахстане в виде оплаты труда и инвестиционных доходов в первом полугодии 2012 г. составили всего лишь USD 0,2 млн., доходы казахстанских резидентов в Беларуси — USD 2,5 млн.

Значимым фактором развития региональной экономической интеграции является активизация кредитной и инвестиционной деятельности в рамках ЕЭП. В первом полугодии 2012 г. валовое поступление казахстанских инвестиций в Беларусь составило USD 474,4 тыс., в том числе прямых инвестиций — USD 363,9 тыс. (из них реинвестированные доходы составляют USD 80,8 тыс.), прочих инвестиций — USD 110,5 тыс.

В то же время, валовое поступление белорусских инвестиций в Казахстан в первом полугодии 2012 г. составило USD 49,116 млн., в том числе прямых инвестиций — USD 49,106 млн. (из них реинвестированные доходы составляют USD 95,1 тыс.), прочих инвестиций — USD 10 тыс. По состоянию на 1 января 2012 г., в Казахстане накоплено USD 9,802 млн. белорусских инвестиций, в том числе прямых инвестиций — USD 9,798 млн., прочих инвестиций — USD 4 тыс.

Наконец, в текущей ситуации перспективным и рациональным вариантом выглядит расширение использования национальных валют во внешнеторговых расчетах и финансовых операциях (включая привлечение кредитов, размещение облигаций, выпуск акций и производных финансовых инструментов и др.) на территории ЕЭП, т. е. между резидентами России, Беларуси и Казахстана. Кроме того, целесообразной выглядит интеграция финансовых и товарных площадок трех стран (включая фондовые биржи).

По мнению профильных экспертов, целесообразным выглядит и рассмотрение вопроса о проведении сделки СВОП по обмену национальными валютами между Национальными банками Беларуси и Казахстана, что расширит возможности центральных банков и участников взаимной внешней торговли в плане использования национальных валют. Соответственно, это позволит частично отказаться от использования в двусторонних расчетах долларов США и евро.

Для справки

По данным Нацбанка Беларуси, в январе–сентябре 2012 г. Россия оплатила 89,5% белорусского экспорта российскими рублями, 1% — белорусскими рублями, 4,8% — долларами США, 4,1% — евро и 0,6% остальными валютами. В свою очередь, Беларусь оплатила 39,3% импорта из России российскими рублями, 0,6% — белорусскими рублями, 47,2% — долларами США, 12,9% — евро и 0,002% другими валютами.

C января 2012 г. ряд белорусских банков организовали для своих клиентов возможность осуществления расчетов в казахстанских тенге, в том числе на внутреннем рынке. В частности, Банк ВТБ (Беларусь), Альфа-Банк (Беларусь), начали проводить коммерческие и межбанковские платежи, а также конверсионные операции в казахских тенге. До этого операции с казахскими тенге осуществлял только дочерний белорусский БТА-Банк.