Ко всем прочим бедам, преследующим в последнее время нашу «уникальную модель», похоже, прибавляется еще одна. Начинает «сыпаться» инфраструктура. Вот, к примеру, несколько сообщений этой осени.

Рогачев остался без воды. Люди по всему городу скупают бутилированную воду. Коммунальные службы Рогачева пытались прочистить канализационный коллектор, но — безуспешно. Поэтому в минувшую пятницу в половине десятого утра подачу воды в городе полностью отключили. Место затора канализации уже нашли и будут откапывать трубу, пишет «Комсомольская правда в Беларуси». В Солигорске без предупреждения отключили горячую и холодную воду. Информацию об этом TUT.BY прислали сразу несколько возмущенных читателей. Воды нет со вчерашнего вечера! — негодует Александр. — В городе почти паника, всю воду в магазинах разобрали. Детей из садиков отравляют по домам… По его словам, отключение воды застало людей врасплох. Как сообщил БелаПАН пресс-секретарь Брестского областного управления МЧС Сергей Машнов, в Бресте из-за аварии в тепловых сетях около десяти часов оставались без отопления 12 зданий. В их числе шесть административных и столько же пятиэтажных жилых домов. Ранее был Бобруйск, там тоже во всем городе не было воды. Не так давно без воды несколько суток сидела значительная часть Уручья в самой столице, а в этом микрорайоне людей живет побольше, чем в большинстве райцентров. Несколько раз в этом году некоторые районы Минска оставались и без электричества и отнюдь не из-за природной стихии. В провинции такое случается даже чаще, но там все списывают на местных «Сэнди», то бишь ураганы и прочую «стихию».

В общем, если событие единично, то это можно списать на случайную аварию, но если подобные события происходят время от времени, то это свидетельствует о закономерности. Можно говорить о критическом состоянии инфраструктуры, которую, как и предприятия, с советских времен «сохранили», но практически не обновляли и не модернизировали. И если предприятия потеряли конкурентоспособность, то инфраструктура начинает терять работоспособность. К слову, в России этот процесс начался раньше и пик был где-то лет пять назад. У нас инфраструктура более новая, но в остальном ситуация аналогичная. Поэтому хоть и с некоторым запозданием, но «процесс пошел». С одним отличием: у нас как раз сейчас и денег нет на модернизацию.

Для власти такая ситуация гораздо опаснее стандартной пропаганды «пятой колонны». То, что власть не пустила в парламент какого-то малоизвестного маргинала, народу, по большому счету, все равно. Народу и сам парламент неинтересен — это неправильно, но это так. А вот, если приходится сидеть без воды, электричества или отопления зимой, то это людям уже совсем не безразлично. Это уже по имиджу власти бьет очень сильно. Особенно если все это происходит на фоне катастрофически усугубляющегося «процветания». Цены растут, народ нищает. Вот недавно Беларусь вошла в тройку «призеров» по нищете, то есть была признана одной из беднейших стран Европы наряду с Косово и Молдовой. Грузия, Армения, Украина, которых мы традиционно превосходили, уже живут богаче белорусов. Да что там, еще пару лет назад по доходам белорусы превосходили Болгарию, члена Евросоюза, кстати. А теперь мы «нищеброды» Европы. И все благодаря «мудрому руководству». А тут еще и коммунальные катастрофы прибавляются. Без воды, тепла и настоящих денег даже до «тугодумов» начинает доходить, что недееспособная власть — это очень плохо. Для них плохо не потому, что нет демократии (это их, как правило, не волнует, хотя на самом деле процессы взаимосвязаны), а потому, что при такой власти можно и не выжить; или выживать, но очень плохо.

Соответственно приходит понимание, что недееспособную власть надо менять. Пока люди просто не знают как. Но это большой сдвиг в сознании, раньше народ поддерживал власть, теперь не знает как ее сменить. Пока не знает.

К тому же ситуация будет только ухудшаться. Ведь все вышеперечисленное — только начало, а при таком «мудром» управлении экономикой денег на масштабную модернизацию инфраструктуры нет и не предвидится, их не хватает даже на текущие нужды. Да власти и не до того во времена, когда «кресла» шатаются. Так что надежд на улучшение ситуации и здесь немного, как, впрочем, и в целом.