В конце сентября 2012 года Кабинет министров Украины объявил о начале специального расследования в отношении импорта в страну нефтепродуктов. У многих участников рынка эта новость вызвала по крайней мере недоумение, — ведь аналогичным спецрасследованием Украина занималась в течение всего минувшего года.

И тогда мотивация правительства была очевидной: имея на своей территории 6 НПЗ, мощности которых превышают 51 млн. т в год, Украина превратилась в крупнейшего импортера нефтепродуктов. Тем более, что в 2005 году Украина, отменив импортные пошлины на нефтепродукты, фактически добровольно открыла свой рынок конкурентам, которые уже через 5 лет заняли около половины объема внутреннего рынка.

Сейчас украинский рынок нефтепродуктов весьма диверсифицирован: автомобильное топливо в эту страну поставляют российские, белорусские, литовские, польские, румынские и другие компании, которых привлекают возможность беспошлинного ввоза и европейские цены.

Чтобы потеснить импортеров, Украина в прошлом году собиралась ввести импортные пошлины на бензины в размере 130 евро/т и на дизтопливо — 80 евро/т. Таким образом ставилась задача «ужать» долю импортных нефтепродуктов до 15%.

За решением стояли влиятельные лоббисты в лице российских нефтяных компаний и местных финансово-экономических групп. Тем не менее, их аргументы в ходе затянувшегося разбирательства потерпели фиаско — 22 декабря Межведомственная комиссия по международной торговле Украины приняла решение прекратить спецрасследование без введения пошлин.

Санкции — только для белорусского горючего

Что изменилось с тех пор на украинском рынке нефтепродуктов? Импорт автомобильного топлива продолжает расти, а собственная нефтепереработка чахнуть. В этом году объем нефтепереработки здесь снизился примерно на треть. Что тоже неудивительно: сейчас в Украине работают только 2 из 6 НПЗ.

Зато акцент в спецрасследовании, иниициируемом правительством Украины, явно сместился. Если в прошлом году развирательсво касалось всего импорта горючего, то сейчас рассматривается спецрасследование исключительно в отношении импорта из Беларуси. По мнению инициаторов спецрасследования, белорусское топливо поступает в Украину по заниженным ценам, так как Беларусь покупает нефть в России без пошлины.

Согласно процедуре, спецрасследование в Украине может продолжаться до 270 дней, при этом правительство может принять упредительные меры. Именно эту возможность украинская сторона и собирается использовать. Сейчас речь идет о том, чтобы сразу после парламентских выборов в Украине с 1 декабря ввести против белорусских нефтепродуктов превентивные санкции, которые будут действовать с начала декабря и до конца расследования.

Официально размер предполагаемых пошлин пока не назван. По мнению президента объединения «Ассоциация операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонида Косянчука, речь идет о взимании с импортных нефтепродуктов около 120 евро/т, что в свою очередь приведет к их удорожанию в рознице на 1,2-1,4 грн/литр.

Отметим, что сейчас разница между ценой белорусского и украинского топлива составляет, по оценкам экспертов, порядка 30 USD/т, но оптовые покупатели отдают предпочтение белорусскому продукту благодаря его более высокому качеству.

Однако помимо намерений ввести пошлину на импорт нефтепродуктов, украинские власти также уже анонсировали планы проиндексировать ставку акцизного сбора на бензин и дизтопливо в рамках бюджетного процесса. Все эти меры вкупе заметно подстегнут ценники на украинских АЗС. Неслучайно правительство Украины собирается объявить о них после выборов.

Конкурент за забором

Беларусь в последние несколько лет действительно стала ведущим поставщиком нефтепродуктов в Украину, прежде всего бензинов и дизтоплива.

Общий импорт нефтепродуктов из Беларуси в Украину в 2009–2011 годах увеличился с 1,1 млн. т до 2,8 млн. т. В первом полугодии этого года поставки выросли на 0,8 млн. т по сравнению с таким же периодом прошлого года — до 1,93 млн. т.

По данным украинской консалтинговой группы «А-95», рынок дизтоплива Украины во 2 квартале формировался в основном за счет импортных поставок, при этом доля белорусского дизтоплива в общем объеме импорта этого топлива в Украину составила 61,6%. Для сравнения, доля РФ в импорте дизтоплива составила 15,29%, Литвы — 0,4%.

Очевидно, что Беларусь вряд ли смогла бы претендовать на лидерство на соседнем рынке, если бы не имела выгодные условия импорта российской нефти, высокое качество своего топлива и оптимальную логистику поставок. Плюс ко всему белорусские экспортеры проводят на украинском рынке достаточно активную маркетинговую политику и планируют заниматься мелкооптовой реализацией нефтепродуктов.

Аргументы ТНК-ВР

Можно предположить, что чашу терпения украинских властей переполнила остановка одного из крупнейших НПЗ в Украине — Лисичансокго. Российская компания ТНК-ВР в конце февраля приняла решение об остановке своего нефтеперерабатывающего завода в Лисичанске. Причиной остановки ТНК-ВР называет убыточность работы в Украине. По данным компании, в 2010 году консолидированный убыток составил 68 млн. USD, в 2011 году — 23 млн. USD.

Глава «ТНК-ВР Коммерс» Дидье Казимиро в письме Министерству экономического развития и торговли Украины огласил расширенный перечень пожеланий к украинским властям.

В письме сказано, что украинские переработчики оказались в проигрышной ситуации по сравнению с производителями из стран Таможенного союза, которые не платят импортные пошлины на нефть. Чтобы устранить неравенство, компания предложила украинской власти ввести ограничения в виде пошлин на импорт нефтепродуктов, а также установить квоты на ввоз в Украину бензина стандарта Евро-4, запретить импорт топлива стандартов Евро-3 и Евро-2.

Кроме того, владельцы украинских НПЗ предложили правительству отменить взимание НДС при ввозе в Украину нефти. Правда, против этого резко возражает Минфин: при льготном режиме импорта нефти госбюджет Украины недополучит примерно 1,5 млрд. USD.

При этом больше всего ТНК-ВР беспокоит импорт из стран Таможенного союза, особенно из Беларуси, которая получает российскую нефть без экспортных пошлин и имеет возможность впоследствии демпинговать при продаже топлива в Украину.

Отметим, что Украина в 2000 году продала ТНК Лисичанский НПЗ проектной мощностью нефтепереработки 24 млн. т за 10 млн. USD, рассчитывая на хорошие инвестиции в развитие предприятия. Но пока завод далеко отстал от современных стандартов. По мнению экспертов, ТНК-ВР боится инвестировать в Украину, опасаясь постоянной смены власти.

Правительство Украины рассчитывает, что ограничительные меры позволят обеспечить загрузку украинских НПЗ и, в частности, Лисичанского НПЗ. «Это позволит нам обеспечить работу наших НПЗ, в первую очередь Лисичанского. Я считаю, что в период с 15 ноября по 15 декабря завод начнет работать», — заявил недавно министр энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко.

Неоднозначная подоплека

Достаточно ли будет ввести пошлины на белорусские нефтепродукты, чтобы запустить украинские НПЗ и стимулировать их развитие? Эксперты сомневаются в этом. Пока правительство Украины говорит лишь о запрете на импорт белорусских нефтепродуктов, хотя это вопрос комплексный. Украинское правительство должно принять целый пакет мер, чтобы решить этот вопрос. Речь идет о предоставлении льгот на ввоз оборудования для модернизации заводов, оптимизации налогообложения, обеспечении своевременного возврата НДС нефтепереработчикам.

В прошлом году в числе главных лоббистов заградительных пошлин в Украине эксперты называли ТНК-ВР. Ситуация в этом году поменялась. С 2012 года ТНК-ВР получила большую квоту на переработку своей нефти на Мозырском НПЗ и сама стала поставщиком белорусского топлива в Украине. И по этой причине трудно сказать, так ли уж заинтересована эта компания во введении заградительных пошлин на белорусские нефтепродукты.

С другой стороны, обращают внимание эксперты, украинские чиновники, прикрываясь лозунгами о национальных интересах, на самом деле лоббируют интересы частных структур в ущерб интересам потребителей. По сути, теперь украинским потребителям предлагают оплатить модернизацию отечественных НПЗ.

Эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук в этой связи заметил, что бизнесмены хотят получить двойную выгоду: льготы при поставках нефти и отсутствие конкуренции при продаже нефтепродуктов. При этом украинский потребитель вынужден будет покупать дорогие и не самые качественные продукты.

Помимо этого, в Украине сегодня все больше говорят о вхождении в нефтепереработку бизнесмена Дмитрия Фирташа, известного как совладельца компании «РосУкрЭнерго». В интервью журналу «Эксперт-Украина» он подтвердил: «Мы планируем приобрести нефтеперерабатывающий завод и сеть заправок, но пока не скажу, о каких предприятиях идет речь».

В то же время Владимир Пристюк, губернатор Луганской области, на территории которой находится Лисичанский НПЗ, сообщил СМИ, что ТНК-ВР собирается продавать завод и что есть уже два потенциальных покупателя. В Киеве сразу же заговорили о возможности покупки Фирташем завода, принадлежащего ТНК-ВР.

Так совпало, что в этот момент украинская власть озаботилась проблемами нефтепереработчиков и снова стала рассматривать меры, от которых отказалась было в конце 2011 года.

Белорусские контраргументы

Надо полагать, что Беларусь также не станет мириться с введением Украиной пошлин в отношении своей ликвидной экспортной продукции.

В прошлом году интересы белорусских операторов, работающих на украинском нефтерынке, — Белорусской нефтяной компании, «БНК-Украина», белорусских НПЗ, «Белоруснефти» и «Белоруснефть-Украины», — защищала международная юридическая компания AstapovLawyers. Надо полагать, к помощи юристов белорусская сторона прибегнет и в этом году.

Основные аргументы защиты в прошлом году строились на том, что украинские НПЗ пока практически не производят продукцию качества Евро-4 и Евро-5, хотя автомобильный парк в Украине очень быстро обновляется — в основном за счет автомобилей с двигателями Евро-4 и Евро-5, которые требуют более качественного топлива. В то же время Мозырский НПЗ уже производит дизтопливо, отвечающее стандартам Евро-4 и Евро-5. Конкурентное преимущество Мозырского НПЗ также в том, что он ближе других поставщиков расположен к украинскому рынку.

Не так просто будет доказать украинскому правительству также демпинг со стороны белорусов. В Таможенном союзе Беларусь действительно покупает российскую нефть без пошлин, но при экспорте нефтепродуктов она уплачивает в российский бюджет экспортные пошлины, которые РФ намерена в перспективе приблизить к уровню нефтяных. При этом при экспорте бензина — основного своего экспортного продукта — пошлина составляет 90% от нефтяной.

Кроме того, белорусская сторона настояла на единой ценовой политики для всех ресурсодержателей белорусских нефтепродуктов при продажах в Украину, в том числе и для российских компаний ТНК-ВР, «Лукойл» и «Газпромнефть», которые перерабатывают нефть на давальческих условиях на белорусских НПЗ и экспортируют нефтепродукты на соседний рынок. И если в прошлом году белорусское дизтопливо продавалось со скидкой 20-30 USD/т к европейским котировкам, то сейчас дисконта практически нет. Аналогичная ситуация и по бензинам.

Также вполне возможно, что в ответ на заградительные пошлины на нефтепродукты Беларусь примет «зеркальные» ответные меры в отношении украинских производителей. Ведь, устанавливая пошлины в отношении импорта только белорусских нефтепродуктов, Украина таким образом фактически расчищает дорогу другим зарубежным поставщикам. Ибо очевидно, что сами украинские заводы еще как минимум 3-5 лет не смогут обеспечить адекватную замену высококачественного импорта.

Однако вряд ли обе стороны заинтересованы в эскалации конфликта. Поэтому не исключено, что этот вопрос может сместиться на политический уровень.

Справка

В Украине Одесский НПЗ принадлежит ЛУКОЙЛу, Дрогобычский и Надворнянский НПЗ контролируются структурами группы «Приват», Кременчугский НПЗ — «Укртатнафтой». Ранее в Украине была представлена также «Татнефть», но после корпоративного конфликта на Кременчугском НПЗ в 2007 году российские акционеры лишились своей доли в предприятии.