Глава МИД РБ Сергей Мартынов принял участие в ежегодном совещании министров иностранных дел стран-партнеров программы «Восточное партнерство» (ВП). Изменилось ли отношение белорусских властей к этой программе ЕС? Как можно оценить итоги данного совещания для Беларуси?
Андрей Федоров. Прежде всего, следует отметить, что даже на далеко не самом позитивном общем фоне белорусско-европейских отношений нынешние условия для диалога не выглядели благоприятными.
Так, 9 июля постоянный представитель РБ при Евросоюзе Андрей Евдоченко сообщил, что поскольку белорусская сторона не была приглашена к разработке проектов в рамках «Европейского диалога о модернизации», то участвовать в нем она не будет. Чуть раньше сам Александр Лукашенко высказал мнение, что ждет «конкретных шагов. От Запада, от Европейского союза. Мяч на их стороне».
В свою очередь, из Брюсселя неоднократно звучали предупреждения, что если нынешнее положение дел с соблюдением демократических свобод в Беларуси будет сохраняться, то Евросоюз пойдет на введение дополнительных санкций. Об этом же говорилось в недавней резолюции Европарламента.
В этих условиях трудно было ожидать прорыва. Правда, по сообщениям информационных агентств, на прошедшем совещании нашей стране было уделено повышенное внимание, но оно было сконцентрировано на выполнении требований, касающихся прав человека, в первую очередь, освобождение политзаключенных.
Со своей стороны, Мартынов хоть и назвал встречу «полезной», но одновременно призвал преодолеть «дефицит демократии внутри самого Восточного партнерства» и «подчеркнул необходимость видеть проблемы с правами человека и в странах-членах ЕС».
В итоге оппоненты, судя по всему, остались на прежних позициях. Белорусские власти по-прежнему убеждены, что в случае расширения сотрудничества с Западом издержки для них будут значительно превосходить возможные приобретения. В свете этого, рассуждения о важности «Восточного партнерства» выглядят чисто церемониальными, что подтверждается и отсутствием информации о рассматриваемом мероприятии в белорусских официальных СМИ.
Что же касается политики Брюсселя, то едва ли можно не согласиться с экспертом Института Карнеги Ольгой Шумило-Тапиола, по словам которой на восточном направлении ЕС не видит себя активным игроком и не готов к жесткой конкуренции с Кремлем. Вместе с тем, собственные основополагающие принципы не позволяют ему закрыть глаза на происходящее в Беларуси.
Таким образом, создавшаяся ситуация отражает существующую реальность: огромная российская экономическая поддержка позволяет белорусскому руководству игнорировать призывы объединенной Европы. И до тех пор, пока оно не осознает серьезность угроз, исходящих из Москвы, реальных шагов по сближению с ЕС мы не увидим.