Белорусское руководство опять мечтает о рывках и скачках. Беларуси необходим мощный и стремительный рывок вперед. Об этом в частности Александр Лукашенко заявил 8 мая, обращаясь с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию.

«Наши основополагающие принципы и наш путь неизменны. Но это не означает, что Беларусь навсегда остается прежней. Изменяется время, и надо смело идти дальше. Мы не должны отстать! Необходим мощный, стремительный рывок вперед. Это касается всех сфер жизнедеятельности государства. И прежде всего фундамента — экономики», — заметил он. Правильные слова. Рывок, без всякого сомнения, нам нужен — это вопрос выживания экономики, да и страны в целом. Но вот вопрос, какой собственно рывок нам нужен, как мне кажется, подлежит обсуждению.

Пока, создается впечатление, мы делаем ставку на экстенсивный рост. Вот пару характерных примеров. Производство китайских легковых автомобилей Geely планируют начать в Беларуси в ближайшие месяцы, сообщил 15 марта журналистам Чрезвычайный и Полномочный Посол Китая в Беларуси Гун Цзяньвэй. Беларусь продолжает наращивать свои долги перед Китаем. Очередной покупательский кредит на сумму USD 186,5 млн. будет выделен Экспортно-импортным банком Китая на строительство завода по производству кальцинированной соды в Мозырском районе. Предполагаемая мощность завода — 300 тыс. тонн в год. И таких примеров многие десятки, включая скандально известный китайский технопарк. То есть рывок мы собираемся делать путем банального увеличения производства на базе не самых новых китайских технологий. То, что мы пытаемся сейчас делать, вызывает у меня прямые аналогии с китайским «великим скачком». Не сегодняшним подъемом Китая, а «Великим скачком», который пытался осуществить Мао Цзе Дун в 1960-х годах. Только они тогда строили полукустарные производства, а мы — технически и технологически отсталые. А на технологически отсталом предприятии и продукция будет соответствующего уровня. Сбыть такую продукцию будет достаточно проблематично.

Между тем даже то, что уже выпускается, мы продать не всегда можем. Склады забиты нереализованной продукцией, и запасы ее растут. Запасы готовой продукции на промышленных предприятиях Беларуси на 1 мая 2012 года оцениваются в Br 20,344 трлн., увеличившись на 62,5% с начала года. Складские запасы растут непрерывно с начала года: за май они выросли на 3,6% после роста на 6,9% в апреле, на 5,3% в марте, на 8,9% за февраль и на 28% за январь, сообщает Белстат. Соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства составило 51,2% против 49,7% на 1 мая. Наибольшее соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства сложилось в производстве кожи, изделий из кожи и производство обуви — 243,1% (Br 720,9 млрд.), в текстильном и швейном производстве — 154,1% (Br 1537,0 млрд.), в производстве фармацевтической продукции — 140% (Br 327,4 млрд.). В производстве машин и оборудования запасы составили 112,1% к среднемесячному производству (Br 5204,0 млрд.), электрооборудования, электронного и оптического оборудования запасы — 95,1% (Br 1070,6 млрд.), транспортных средств и оборудования — 78,3% (Br 1617,8 млрд.) и т. д.

При этом то, что на бумаге якобы экспортировано, на деле часто оказывается все тем же неликвидами. Об этом даже вынужден был сказать белорусский лидер в своем Послании. «Эти торговые дома, товаропроводящие сети: за бесплатно почти туда продаем тракторы, там, в России, совместный торговый дом, они там формируют прибыль, делят между собой, а эти предприятия практически ничего не получают», — сказал А. Лукашенко. «Дошло до того, что приходят нормальные люди и не могут купить там шину, трактор, автомобиль… А они (продавцы) на девяносто дней отдают без предоплаты товар куда-то через какие-то торговые дома, — пояснил он. — Понапихали в эти торговые сети, за бесплатно передали туда тракторы, автомобили, чуть ли не годовой запас…», — передает БЕЛТА. То есть реальная ситуация даже хуже, чем в сводках Белстата. При этом мы упорно ставим задачу наращивать выпуск неходовой, почти никому не нужной, по сути дела, продукции.

Таким образом, необходимо не просто выпускать много продукции, нужно еще, чтобы продукция соответствовала «мировому уровню». А этого невозможно достигнуть, внедряя технологии вчерашнего дня. Например, по выплавке стали СССР занимал первое место в мире, но специальные высококачественные марки стали закупались на Западе. И металлорежущих станков СССР выпускал больше всех в мире, но опять же качественные станки закупались за рубежом. Причем, не очень-то хотели продавать. Приходилось ввозить контрабандой через третьи страны, соответственно, переплачивая втридорога. И тракторов СССР выпускал больше всех в мире. И, как вы уже догадались, закупал качественные специальные трактора. А советские станки и трактора особым спросом на мировом рынке не пользовались. Но у СССР был емкий внутренний рынок, было куда сплавить неликвид. У нас внутренний рынок очень узок, но мы все равно идем советским путем. Осваиваем выпуск устаревшей некачественной продукции. И куда мы ее денем? В России такая зачастую не нужна.

Зачем просто наращивать выпуск конфет, к примеру, если более дешевые и привлекательные украинские, вытесняют наши с нашего же рынка. И вытеснили бы уже, если бы не искусственные барьеры с нашей стороны. И такая ситуация наблюдается по большинству товаров. Китайские и корейские телевизоры и шире — электроника — дешевле и качественнее нашей. Равно как испанские помидоры, польские мясо и яблоки, украинское пиво, и так до бесконечности…

Посему в целях выживания Беларуси нужен качественный в первую очередь рывок, и лишь во второй черед — количественный. А не наоборот. Да, пока мы сдерживаем наплыв более дешевых и качественных товаров из-за рубежа с помощью административных барьеров. Но это не может продолжаться вечно, более того, уже и долго не может продолжаться. ТС, ЕЭП, ВТО довольно скоро сметут наши заграждения на пути более качественных и дешевых товаров. И если наша экономика не совершит качественный рывок, она просто погибнет. Останется уповать исключительно на операции по перепродаже российской нефти и продаже калийных удобрений. Первое недостаточно ненадежно, второго недостаточно.

К тому же для простого количественного роста у Беларуси скоро станет не хватать людей. Сегодня дефицит кадров хотя и не критичен, но уже хорошо заметен. При этом ситуация будет только усугубляться по многим причинам — от демографических до миграционных. Поэтому просто строить новые производства со старыми китайскими технологиями уже бесперспективно. Словом, и в строго технологическом отношении нам нужен качественный рывок, а не простой экстенсивный рост.

Даже перепродажа за рубеж китайских по сути товаров под видом своих скоро станет невыгодным бизнесом. После вступления России в ВТО, китайцам выгоднее будет поставлять свои товары на рынок ЕЭП напрямую. «Швейцарское качество», к примеру, — важный аргумент в продвижении товаров. Мы же вынуждены уповать только на ценовую конкуренцию, а это путь к бедности, не к процветанию. Тем более, что китайцы все равно предложат дешевле. Выход один: предложить лучше.