О привлечении инвестиций в нашу страну говорят много и часто. Всем понятно, что без инвестиций наша экономика не выживет. Даже достаточно косная наша власть это уже прекрасно понимает, громко призывает инвесторов, а в планах «рисует» миллиардные приросты внешних инвестиций.

Не обошлось без этого и последнее Послание. Обращаясь к белорусскому народу и Национальному собранию глава государства обратил внимание на неэффективную работу по привлечению прежде всего прямых иностранных инвестиций. «Говорим мы об этом много, а толку мало. Вроде, есть инвесторы, отдельные проекты, но в целом все это — капля в море, — заявил Лукашенко. — Кроме самих себя винить тут некого. К нам хотят идти, вкладывать деньги. Зарубежных бизнесменов привлекает стабильность в Беларуси, наша порядочность и надежность, низкий уровень коррупции». Однако стена бюрократизма и безразличия, с которой инвесторы сталкиваются в исполкомах и министерствах, напоминает Лукашенко, отбивает всякое желание инвестировать. «Условия инвестирования в Беларусь должны быть одними из лучших в мире, а гарантии добросовестным инвесторам — абсолютные, — заключил Лукашенко. — Закон должен содержать нормы прямого действия, ясные и понятные каждому». Важно создать такие условия для инвестора, чтобы ему было выгодно оставлять полученную прибыль в Беларуси, а не вывозить ее за рубеж, подчеркнул глава государства.

Правильные, в общем-то, слова, но имеется много «но». Последнее время наблюдается снижение прямых инвестиций (ПИИ), а не рост, особенно по «западному вектору». И это несмотря на то, что об улучшении инвестиционного климата руководство страны говорит уже много лет на всех уровнях. Результат — прямо противоположный планам и прогнозам. Видимо, наши власти как-то не так планируют инвестиции и «улучшают» инвестиционный климат.

Например, при составлении инвестиционных программ и «мечтаний», причем чаще во втором случае, власти совершенно не учитывают политическую составляющую инвестиционного климата. А эта составляющая очень важна и зачастую является определяющей. Но, поскольку политическая составляющая инвестиционного климата у нас принципиально игнорируется, то, соответственно политические реформы ради его улучшения даже не планируются. А в страну с «плохой» политической системой инвесторы не очень стремятся.

В контексте цитирования Великого Инквизитора в том же Послании, можно сказать, что если на площадях страны горят костры инквизиции, то инвестклимат в ней будет пахнуть паленым, «адским» будет инвестклимат. К слову, в Севилью Великого Инквизитора инвестор не шел, несмотря на его правоту, по мысли нашего руководителя. Инвестор шел в Лондон, где «невыносимой свободы», в том числе и экономической, было гораздо больше. В итоге Британия, которая некогда отставала от Испании по богатству и мощи, стала первой державой мира, а Испания Великого Инквизитора зачахла. Та же картина наблюдается и сегодня. Лондон продолжает оставаться лидером по инвестиционной привлекательности, а в Минск «Великого Инквизитора» инвесторов заманить трудно, разве что из стран, сходных по политической культуре. Но те идут скорее брать, чем реально развивать. Они ведь тоже считают, что должны нас избавить от «невыносимой свободы», в частности владения предприятиями. То есть искренне желают нас осчастливить, но в нашем же духе.

Далее. И самые лучшие в мире законы не помогут, если они не выполняются. А если они не выполняются властью, то это еще хуже, чем если бы их совсем не было. У нас условия приватизации и инвестирования в каждом конкретном случае определяют конкретные «вертикальщики», а то и вообще один человек, а не закон. Впрочем, даже в Послании наш руководитель об этом сказал, только «перевел стрелки» на более низкий уровень. Дескать, все беды — от беспредела местных чиновников, а «верхняя» власть не виновата.

Помимо прочего инвесторы ориентируются на реальную ситуацию, а не на «бумаготоворчество». Впрочем, и с этим в Беларуси дела обстоят не блестяще. Премьер РБ М. Мясникович потребовал от правительства ускорить подготовку нормативных актов, направленных на улучшение ситуации в сфере инвестиций, назвав при этом министра экономики Н. Снопкова болтуном, занятого только общими разговорами. По словам премьера, развитие нормативно-правовой базы по улучшению инвестиционной деятельности осуществляется недопустимо медленно. «Активному стороннику рыночных реформ и иностранных инвесторов, министру экономики Снопкову кроме общих разговоров на эту тему рекомендую сделать соответствующие выводы и активно создавать современные организационно-правовые формы инвестиционной работы», — потребовал Мясникович. Он напомнил, что проект закона об инвестициях уже полтора года находится в стадии доработки, а проекты законов государственно-частном партнерстве и о концессиях вообще не поступали рассмотрение парламента, сообщает АФН.

Не учитывают наши власти и фактор трудовых ресурсов в своем инвестиционном планировании. Она старается продать конкретные предприятия, «железо», а не «организм», образно говоря, и в первую очередь то «железо», которое уже «сгнило» и денег на модернизацию которого нет. Между тем инвестора, особенно западного, мало интересуют собственно здания, обставленные морально и физически устаревшим оборудованием. Его интересуют или месторождения полезных ископаемых или «месторождения» дешевой и квалифицированной рабочей силы. Первых у нас не много, и со вторыми дефицит. Да, рабочая сила у нас самая дешевая в Европе, но ее мало, да и та разбегается, особенно высококвалифицированная. Завозить же рабочую силу из Германии, немецкий, к примеру, инвестор не станет, разве что китайский, но и для них это уже становится невыгодным.

Хаотичное, непродуманное улучшение инвестиционного климата, с другой стороны, может приносить даже вред — как, например, «пятисотдолларовая» зарплата, не обеспеченная повышением производительности труда. В Китае в свое время придерживались оптимальных принципов в отношении создания условий для зарубежных инвесторов, которые можно выразить примерно так:

(1) условия для внешних инвесторов изменяться не могут ни при каких внутрикитайских обстоятельствах;

(2) условия могут изменяться только в крайнем случае и только в лучшую для инвестора сторону.

То есть на первом месте стояла стабильность инвестиционных условий, а меняться они могли только в лучшую для инвестора сторону, но при этом не очень часто. При этом, чем каждодневно изобретать новые велосипеды, лучше бы спросить у самих инвесторов, какие условия были бы комфортными для инвестиций. Однако белорусские власти постоянно что-то изобретают, сходу, без анализа, внедряют, оно не работает, отменяется, затем изобретается новый велосипед и так до бесконечности. Инвестор зачастую не идет или даже уходит именно из-за этой чехарды, а не только из-за плохого инвестиционного климата и нестабильной политической обстановки. Хотя и эти факторы очень важны. Все факторы важны.

Так что политическая обстановка, фактор коррупции, общий имидж страны, состояние рынка труда, налоговой системы и другие факторы очень важны для привлечения внешних инвестиций, особенно в передовые сегменты экономики. Мы эти факторы целенаправленно игнорируем и замалчиваем, но инвестор их учитывает, поэтому и не идет в Беларусь. Но инвестиции нужны нашей стране «как воздух», так что волей неволей придется обращать внимание на все аспекты инвестиционного климата. Иначе «инвестиции» страна будет видеть только на экране БТ.