Некоторое время назад мы обозначили некоторые признаки приближающегося «кредитного суицида» системы (см. Кредитный «суицид»). И вот опубликованные недавно статданные свидетельствуют, что наша система вплотную подошла к этой границе.

По данным НББ, в 2011 году на обслуживание валового внешнего долга было направлено USD 6 млрд. 320,7 млн. (11,6% ВВП), передает «Интерфакс-Запад». Такого положительного сальдо внешней торговли у нас не может быть в принципе. Даже по оценкам властей оно не превысит USD 1,5 млрд. Реально же будет отрицательным, с учетом перечисления экспортных пошлин за нефть в российский бюджет. Как и в прошлом году. Дефицит платежного баланса Беларуси за 2011 год составил USD 5,775 млрд. (10,6% ВВП), свидетельствуют данные опубликованного Платежного баланса РБ за 2011 г. Еще один миф белорусских властей об успехах во внешней торговле можно считать развенчанным. Как сообщалось, по итогам 2011 года отрицательное сальдо внешней торговли сформировалось в размере USD 1,638 млрд. (3% ВВП). Однако эта цифра не учитывает сумму экспортных пошлин на нефтепродукты, которую Беларусь в 2011 г. перечислила в российский бюджет и которую так упорно не хотели упоминать белорусские чиновники, отмечается в сообщении АФН.

А в текущем году надо где-то найти почти USD 19 млрд. на обслуживание старых внешних долгов, да еще и набрать новых, чтобы покрыть реальный дефицит внешней торговли. В которой, кстати, прошлогодних успехов пока не наблюдается. Девальвационные преимущества сошли на нет, а кризис обвалил рынок хлоркалия. В результате Беларусь снизила экспорт калийных удобрений в январе 2012 г. на 55,5% по сравнению с январем 2011 г. до 167,1 тыс., сообщает Белстат. Запасы готовой продукции на промышленных предприятиях Беларуси по состоянию на 1 марта текущего года составили Br 17444.6 млрд., увеличившись на 8,9% за февраль после роста на 28% за январь. Таким образом, за два месяца складские запасы выросли на 39,4% или Br 4927.60 млрд.

Единственная «отдушина» — поставки нефтепродуктов в ЕС. Беларусь увеличила экспорт нефтепродуктов в январе 2012 г. в 4,5 раза по сравнению с январем 2011 г. до 1625,5 тыс. тонн, сообщает Белстат. Средняя цена составила USD 801 за тонну, увеличившись на 11,6%. Как говориться, лишь бы экономических санкций не ввели… Однако даже успешный экспорт нефтепродуктов не позволит достичь положительного счета внешнеторговых операций, тем более — обеспечить выплаты по внешним долгам.

Таким образом, белорусская социально-экономическая система достигла сразу нескольких граничных точек кредитного «суицида». Когда сумма новых кредитов уже меньше суммы, необходимой для обслуживания старых. То есть экономика уже не получает никаких дополнительных финансовых стимулов от внешних заимствований.

И не важно, что долг страны пока еще не превысил 100% ВВП. Как уже неоднократно эксперты отмечали, дело даже не в процентах долга по отношению к ВВП, а в том, способна ли страна эти проценты выплатить. Поясним это замечание на двух сходных ситуаций. В первом случае бомж просит «в долг» на бутылку. Во втором — работник «Газпрома» берет кредит на покупку дома. Если посчитать в процентах к «ВВП», то есть по отношению к годовому доходу индивида, то во втором случае долг может быть больше последнего, он может даже значительно превышать годовой доход. Но именно во втором случае долг с большой вероятностью будет выплачен, а в первом случае выплачен не будет, причем однозначно. У нас, похоже, первый случай… Во сколько бы процентов к ВВП Белстат наш долг не оценивал.

Хотя варианты если не спасения, то затягивания ситуации у наших властей еще остались. На первый взгляд, выходов два: (1) перекредитовать долги, (2) распродать практически все «фамильное серебро». Первый вариант малореалистичен, столько денег в кредит за один год Беларуси не дадут. Да, если бы и дали, то это не решит проблему, а только усугубит ее, хотя несколько отодвинет развязку. Следовательно, распродажа. Тут вариантов тоже два: (1) продать «Беларуськалий», (2) все остальное кроме «Беларуськалия». Правда, даже если продать все без «Беларуськалия», то на обслуживание долга может опять-таки средств не хватить. Тогда остаток можно будет возместить новыми долгами. Правда, их тоже придется потом возвращать и, значит, все-таки «Беларуськалий»?.. Если же продать «Беларуськалий» вперед, то это фактически сразу продать страну: остальное после этого выкупят за бесценок.

Впрочем, еще какие-то средства теоретически можно получить в обмен на введение российского рубля. Вряд ли USD 20 млрд., скорее — USD 2-3. Да и то, вероятнее всего, деньги будут оформлены как кредит, пусть даже льготный и долгосрочный. То есть кардинально ситуацию к лучшему не изменит. В общем, положение аховое. Интересно посмотреть, как власть будет из него выбираться.