?Председатель Совета Республики НС РБ А. Рубиновзаявил, что Беларуси нужно окончательно определиться с выбором геополитического партнера и призвал перейти на российский рубль в рамках Союзного государства Беларуси и России. Насколько отвечают такие предложения состоянию белорусского общественного мнения сегодня? Как белорусы относятся к суверенитету, в т. ч. экономическому?

Сергей Николюк. На границе февраля-марта в трех номерах «Советской Белоруссии» была опубликована статья А. Рубинова «Общество. Власть. Время» объемом более 40 тыс. знаков! В центре внимания столь обширного опуса — проблема цивилизационного выбора Беларуси.

Ограничусь лишь одной цитатой: «Что касается небольших стран, подобных нашей Беларуси, то они обязательно должны примыкать к какому–либо из центров силы. Не имея помощи, протекции и защиты, в одиночку в современном конкурентном мире, раздираемом противоречиями, не выжить. Тем более если нет достаточных природных богатств, которыми можно было бы оплатить право на достойное место. Поэтому, хочется нам или не хочется, но и Беларуси надо определиться, с кем нам дальше идти по жизни. Оставаться на равном удалении от противоборствующих полюсов долго никому не удастся. „Кто не с нами, тот против нас“ — такова логика сильных мира сего».

С последним предложением можно поспорить, но в целом с приведенной цитатой следует согласиться. Современный мир — это мир цивилизаций. Только несколько государств в силу культурно-исторических обстоятельств не в состоянии сегодня разобраться со своей цивилизационной идентичностью. Самые известные примеры — Гаити и Эфиопия. Неудивительно, что оба государства по душевому ВВП находятся в хвосте мирового списка.

Цивилизационной неопределенностью страдают и белорусы. Вопрос о геополитическом предпочтении, регулярно задаваемый социологами НИСЭПИ, традиционно раскалывает общество. В этом смысле за последние восемь лет мало что изменилось (табл.1). Отдельные колебания, как правило, являются всего лишь эхом текущих медийных событий.

Таблица 1. Динамика ответов на вопрос: «Если бы пришлось выбирать между объединением с Россией и вступление в Евросоюз, что бы Вы выбрали?», %

Вариант
ответа

09`03

11`04

12`05

06`06

12`07

12`08

12`09

12`10

09`11

12`11

Объединение
с РФ

48

49

52

57

48

46

42

38

42

41

Вступление
в ЕC

36

34

25

29

33

30

42

38

42

39

Однако количество проевропейцев не следует преувеличивать. Заявления о готовности вступить в ЕС во многом носит декларативный характер. Оказавшись на развилке трех дорог, одна из которых ведет в европейскую цивилизацию, другая — в советское прошлое, а третья представляет собственный, особый путь, белорусы выстраивают следующие приоритеты: 24%: 21%: 55%. Особый путь, таким образом, оказывается вне конкуренции, что и неудивительно для народа, проживающего в зоне лимитрофа (на границе двух цивилизаций).

В основе разделения глобального социума на цивилизационные блоки лежат мировые религии. По данному критерию белорусы явно тяготеют к русской православной цивилизации: православными себя считают 79% населения республики, католиками — 11% и протестантами — 0,7% (сентябрь 2010 г.). Какой смысл респонденты вкладывают в свою религиозную принадлежность — вопрос отдельный. В данный момент лишь отмечу, что 30% белорусов никогда в церковь не ходят, а еще 46% делают это только несколько раз в год. Вероятно, именно эта категория граждан, отдавая дань моде, устраивает очереди перед храмами в пасхальную ночь.

Сталкиваясь с проблемой выбора между севрюжиной с хреном и Конституцией (улучшением экономического положения Беларуси и независимостью страны), большинство белорусов отдают предпочтение севрюжине: 62% против 30% (июнь 2010 г.). Этим же принципом они руководствуются, голосуя на президентских выборах. В перечне проблем наиболее важных при принятии решения за кого голосовать тройку лидеров в октябре 2010 г. возглавили общее качество жизни — 52%, рост цен — 32% и улучшение здравоохранения — 25%. Демократия и независимость Беларуси с 12% оказались на шестом месте.

Удивляться подобному ранжированию проблем не приходится. Большинство людей в любой стране живут повседневными заботами, и лишь в условиях чрезвычайной ситуации (угроза войны и т. п.) возможна мобилизация на основе общественно значимых идей и ценностей.

Что касается отношения к введению российского рубля, то сторонники такого введения всегда находились в меньшинстве (табл. 2).

Таблица 2. По Вашему мнению, следует ли вводить в Беларуси российские рубли?

Вариант ответа

9’03

6’04

6’06

9’11

Да

34

36

30

38

Нет

44

48

58

50

ЗО/НО

22

16

12

12

Однако следует отметить, что в государственных СМИ идея перехода на российский рубль давно уже не пропагандировалась. Если же соответствующее решения будет принято, то для убеждения типичного представителя белорусского «большинства» в преимуществах отказа от национальной валюты много времени не потребуется.