Правительство озвучило приоритетные мировые рейтинги, в которых Беларусь должна улучшить свои позиции до 2015 г. — это рейтинг развития человеческого потенциала ООН, рейтинг глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума, рейтинг экономической свободы фонда «Наследие» и газеты «Уолл-стрит Джорнел», рейтинг «Ведение бизнеса», индекс логистики Всемирного банка, классификация страновых кредитных рисков ОЭСР, а также суверенные кредитные рейтинги. Чем обусловлен именно такой выбор приоритетов среди мировых рейтингов?
Александр Муха. Выбор правительства обусловлен тем, что существенное улучшение позиций Беларуси в указанных рейтингах позволит увеличить приток иностранных инвестиций в экономику и повысить конкурентоспособность отечественных производителей (как на внутреннем, так и на внешнем рынках).
Однако в текущей ситуации встает вопрос о том, насколько планы властей выглядят реалистичными. Так, правительство поставило амбициозную задачу войти в число 30 лучших стран по условиям ведения бизнеса в рейтинге Всемирного банка (Ease of Doing Business Index) и глобальной конкурентоспособности в рейтинге Всемирного экономического форума (The Global Competitiveness Index). В последнем рейтинге бизнес-климата Всемирного банка Беларусь заняла 68-е место и для того, чтобы попасть в тридцатку лидеров ей нужно будет «выбить» оттуда, например, Нидерланды (30-е место), Швейцарию (27-е место), Латвию (24-е место), Литву (23-е место) или Германию (22-е место).
Очевидно, что решение указанной задачи выглядит далеко не тривиальным. Ведь на современном этапе в мире значительно усилилась конкуренция за прямые иностранные инвестиции, и многие страны также принимают активные действия по улучшению делового и инвестиционного климата.
В свою очередь, в рейтинге глобальной конкурентоспособности Беларусь пока не представлена. Ожидается, что страна будет включена в рейтинг Всемирного экономического форума в 2012 г.
Однако можно предположить, что негативное воздействие на позиции Беларуси в рейтинге может оказать текущий экономический кризис в стране (включая сохраняющиеся проблемы на внутреннем валютном рынке). Да и здесь нужно будет бороться с такими странами, как Ирландия (29-е место), Китай (26-е место), Южная Корея (24-е место), Люксембург (23-е место), Малайзия (21-е место), Австрия (19-е место) и др.
Отметим, что индекс глобальной конкурентоспособности, созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином, включает 12 субиндексов: «Качество общественных институтов (институциональная среда)», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».
Интересно, что персональная ответственность за обеспечение повышения позиций Беларуси по отдельным составляющим рейтинга глобальной конкурентоспособности возлагается: по показателям «Качество общественных институтов (институциональная среда)» — на министра юстиции, «Инфраструктура» — на министра транспорта и коммуникаций, «Макроэкономическая стабильность» — на министра финансов, «Здоровье и начальное образование» — на министра здравоохранения и министра образования, «Конкурентоспособность компаний» — на министра экономики, «Эффективность рынка труда» — на Министра труда и социальной защиты, «Инновационный потенциал» — на председателя Государственного комитета по науке и технологиям и др.
Если говорить о следующем рейтинге — рейтинге экономической свободы по версии исследовательской организации The Heritage Foundation (Вашингтон) и деловой газеты The Wall Street Journal (Index of Economic Freedom) — то продвижение в нем вверх для Беларуси по ряду причин также выглядит проблематичным. Хотя, здесь задача по сравнению с предыдущими рейтингами выглядит менее амбициозной — достичь не ниже 70-го места (в последнем рейтинге Беларусь заняла 155-е место). Это означает, что Беларусь должна будет переместиться из группы экономически несвободных стран (repressed) в группу стран с умеренным уровнем экономической свободы (moderately free).
Индекс экономической свободы рассчитывается на основе 10 субиндексов: «Свобода бизнеса», «Свобода торговли», «Фискальная свобода», «Расходы правительства», «Свобода цен», «Свобода инвестиций», «Свобода финансового сектора», «Защита прав собственности», «Уровень коррупции» и «Свобода рынка труда».
В данном случае необходимо подчеркнуть, что повышение уровня экономической свободы способствует улучшению качества жизни, а также политическому и социальному прогрессу. Более того, обнаружена следующая эмпирическая закономерность: мировой экономический кризис оказывает меньшее негативное влияние на страны с более высоким уровнем экономической свободы, и, наоборот, страны с более низким уровнем экономической свободы пострадали от кризиса в большей степени.
Если говорить о классификации страновых кредитных рисков ОЭСР, то она определяет стоимость кредитов, получаемых белорусскими заемщиками, под страховку агентств экспортного страхования стран-членов ОЭСР. Повышение позиций Беларуси в данной классификации позволит снизить стоимость привлекаемых кредитных ресурсов (однако сейчас страна находится в седьмой группе риска).
В свою очередь, повышение суверенных кредитных рейтингов также позволит снизить стоимость внешних заимствований и расширить доступ для резидентов Беларуси к международным финансовым рынкам. Хотя, в текущем году международные рейтинговые агентства Moody’s Investors Services и Standard & Poor’s на фоне валютного кризиса снижают кредитные рейтинги страны (Беларусь не имеет странового кредитного рейтинга по версии агентства Fitch Ratings).
Так, агентство Standard & Poor’s 26 сентября понизило суверенные кредитные рейтинги Беларуси с «B/B» до «B-/С». Прогноз по рейтингам — «Негативный». В случае если агентство понизит кредитный рейтинг в иностранной валюте еще раз, то суверенный кредитный рейтинг Беларуси переместится в категорию спекулятивных рейтингов со всеми вытекающими негативными последствиями.
На наш взгляд, среднесрочное улучшение позиций Беларуси в вышеперечисленных международных рейтингах может быть обеспечено только за счет масштабной либерализации экономической деятельности в стране, снижения уровня коррупции и реализации структурных реформ. Другой вопрос, в какой мере действующее правительство способно справиться с решением указанных задач.
Остается добавить, что на современном этапе целесообразной выглядит ориентация правительства и на другие ведущие международные рейтинги: рейтинг уверенности прямых иностранных инвесторов (Foreign Direct Investment Confidence Index) по версии международной консалтинговой компании A.T. Kearney; рейтинг уплаты налогов по версии Всемирного банка, Международной финансовой корпорации и PricewaterhouseCoopers; рейтинг восприятия коррупции по версии Transparency International (Corruption Perceptions Index); рейтинг национального благосостояния Legatum Prosperity Index; рейтинг качества жизни международного журнала «International Living» и др.