Первая. Когда сумма новых кредитов уже меньше суммы, необходимой для обслуживания старых. То есть экономика уже не получает никаких дополнительных финансовых стимулов от внешних заимствований. Новые кредиты уходят на обслуживание старых. Таким образом на какое-то время удается отодвинуть дефолт, но в долговременной перспективе систему кредиты уже не спасают.
Беларуси для погашения и обслуживания текущего портфеля внешнего госдолга в 2012 г потребуется USD1,8 млрд против USD0,7 млрд в 2011 г. В 2013 г на эти цели стране потребуется USD3,1 млрд, в 2014 г — USD3,2 млрд, в 2015 г — USD2,7 млрд. «Основной причиной роста платежей по погашению и обслуживанию внешнего госдолга является необходимость погашения в 2012 году облигаций Беларуси, размещенных в 2010 году на финансовом рынке России, погашение в 2012–2015 годах кредита МВФ и кредитов России, предоставленных в 2007–2009 годах, а также погашение в 2015 году евробондов Беларуси на 1 млрд долларов, размещенных в августе 2010 года», — сообщает источник ПРАЙМ-ТАСС.
То есть мы уже вплотную приблизились к первой критической точке, а в 2012 г можем ее достигнуть. Вожделенный кредит МВФ в USD8 млрд эту грань отодвинет, но последствия потом усугубит. Да его еще и получить надо, во что многие эксперты мало верят.
Вторая. Сумма, необходимая для обслуживания внешних кредитов, превышает валютную прибыль государства. То есть не все валютные поступления страны, а ее чистую валютную прибыль. В принципе, эту точку мы прошли не замечая, поскольку сальдо внешней торговли у нас отрицательное и было таким практически всегда. Словом, государство наше валютной прибыли не имеет и не имело. Но это важный фактор, поскольку именно с валютной прибыли обслуживают кредиты нормальные государства — не за счет новых кредитов.
Однако это еще не полный дефолт. Ведь все же в страну поступает больше валюты, чем необходимо для обслуживания кредитов. Если «поджаться», то теоретически можно и выскользнуть из «кредитной петли». Этим путем в свое время пошел Чаушеску. Нахватал кредитов, а потом резко ограничил потребительский импорт, да и вообще потребление. Понятно, не личное потребление ограничил, а народу «кислород перекрыл». Кредиты страна даже и выплатила, но самому Чаушеску этот факт помог мало, равно как и неплохие (на бумаге) темпы роста ВВП. Народу до этих «загогулин» дела мало, он реально есть хочет, а голодный народ — злой. Чаушеску этого не учел или слишком уж понадеялся на свой «ОМОН» и «неизвестных в штатском».
Тем же путем пошло и наше руководство. Потребительский импорт практически «зарублен на корню», начали ограничивать и потребление вообще (опять же, не собственное). Что ж, подождем результатов эксперимента. Наша власть уверена в другом результате, лично я не уверен.
Третья. Когда сумма, необходимая для обслуживания внешних кредитов, превышает все валютные поступления страны. Это уже полный и окончательный «дефолт». Но до этого этапа наша власть не доживет, попросят на выход раньше. Так что и акцентироваться на этой критической точке особого смысла нет. Но она существует, некоторые государства умудряются достичь и этой стадии.
Для нашей же власти сейчас просматривается практически один выход из ситуации — распродажа «фамильного серебра». Но без реформ это только продлит агонию. Причем, тут тоже есть свои подводные камни. Осознавая манеру Минска «кинуть» партнера, а также безвыходную практически ситуацию, потенциальные инвесторы не стремятся переплачивать за это «серебро». Если уж и рисковать, приобретая наши активы, то с большой скидкой. Тем более, что у них не «горит», это нас время поджимает. Так что и этот вариант не является абсолютно спасительным, хотя и представляется неизбежным.
Впрочем, желанный кредит в USD8 млрд от МВФ может отодвинуть необходимость распродавать «фамильное серебро» задешево, но еще туже затянет «кредитную петлю». Но это будет потом.