Попробуем разобраться в этом несколько подробнее.
Лично мне, первое кажется более вероятным. Ведь, накапливавшиеся годами проблемы и негативные тенденции суммируются, и есть вероятность, что именно к осени они могут сойтись в одной точке. Тогда нашу власть ждет «идеальный шторм». «Идеальный шторм» — термин, обозначающий ситуацию, когда разыгравшиеся природные стихии сходятся в одной точке и многократно умножают свою разрушительную силу. В статье «Белорусская ситуация с точки зрения теории катастроф — 2» я уже писал о том, что наша власть не решает проблемы по мере их проявления, а накапливает. В результате может наступить ситуация «идеального шторма», когда все проблемы, накопившиеся с 1994 года, придется решать одновременно. И ближайшая осень как раз и претендует на то, чтобы стать такой точкой, хотя может и не стать.
Какое-то время, чтобы несколько «разрулить» ситуацию, у властей еще есть. Решить все проблемы в ближайшие десять дней или месяц, как они обещали, невозможно в принципе. Однако можно разнести проблемы по времени, то есть избежать ситуации «идеального шторма». Правда, до сего дня проблемы не решались, а накапливались. Так что вероятность того, что власти вдруг резко возьмутся за реальное решение скопившихся за 17 лет проблем, довольно невелика. Еще меньше вероятность, что власть их решит. И дело даже не в том, что сейчас плохо. Со всеми бывает. Дело в том, что ничего не делается, чтобы стало более или менее лучше. Кризиса у нас нет, есть паника, которую ОМОН уже практически подавил, курс у нас самый правильный и корректировке не подлежит, и так далее. Вот в этом и заключается главная проблема, которая может очень остро встать осенью.
Но попробуем обозначить и другие составляющие «идеального шторма», которые могут проявить себя, если власть продолжит страусиную политику.
Как мы уже неоднократно писали ранее, главное уязвимое место нашей власти — это экономика. На серьезное улучшение экономической ситуации к осени надеяться не приходится, скорее наоборот. Тенденцию роста отрицательного сальдо внешней торговли преодолеть так и не удалось, несмотря на раздавшиеся было по итогам мая «победные фанфары». В Беларуси в июне зафиксировано отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами в размере USD 354.0 млн. При этом майское положительное сальдо пересмотрено в меньшую сторону со USD 116.6 млн. до USD 65.9 млн., согласно данным Нацбанка. По итогам первого полугодия 2011 г. отрицательное внешнеторговое сальдо достигло отметки в USD 3010.0 млн., что на 22,9% больше, чем за аналогичный период 2010 г. Но ведь это еще не осень. Одно только начало отопительного сезона с очередным квартальным повышение цен на газ чего стоит. Или, например, сезонное снижение надоев и соответственно — экспорта молочных продуктов. Последнее вроде как мелочь, но при уже имеющемся катастрофическом дефиците валюты и последствия могут быть катастрофическими. А с валютой, похоже, очень плохо, раз пришлось «отнести в ломбард» даже такой актив как «Беларуськалий».
Или вот еще. Началось заполнение нефтью БТС-2, нефтепровода специально проложенного в обход Беларуси, после одного из наших «взбрыков». Вот-вот должно начаться заполнение газом и Nord Stream. То есть уже к осени, вероятно, ближе к ее концу традиционное наше оружие — «транзитный шантаж» — окончательно утратит эффективность. И это тоже важный фактор надвигающегося «идеального шторма».
Таких факторов в нашей экономике накопилось не два, и даже не десять, а столько, что только для их перечисления потребовалось бы несколько страниц. К тому же еще и очередная девальвация, скорее всего, произойдет именно осенью. Ведь о необходимости и полезности девальвации заговорила даже власть. «Девальвация способствовала оздоровлению экспорта и его наращиванию. Это стало выгодно. Мы видим, что феноменальный объем экспорта на протяжении последних трех месяцев — это прямое следствие девальвации», — заявляет начальник главного управления внешней экономической политики Минэкономики РБ Роман Бродов (цитата Interfax.by). Однако девальвация подогреет протестные настроения, но может не спасти экономику. Хотя с высказыванием Бродова, что еще одна девальвация выгодна власти, можно согласится. Но она явно не выгодна для простых людей, а без системных реформ не принесет длительных выгод и власти. Это понимают даже некоторые ее представители.
«Выгоды от снижения обменного курса национальной валюты носят временный характер и быстро проходят. Министры, руководители предприятий и специалисты должны понимать, что столь выгодные, как сегодня, условия экспорта будут не всегда. Поэтому медлительность и инертность некоторых управленцев в правительстве и регионах в решении вопросов реструктуризации, привлечения прямых иностранных инвестиций, инновационного развития и роста ресурсоэффективности просто недопустима», отмечает Михаил Мясникович. Вице-премьер Совмина Сергей Румас 2 августа на заседании президиума правительства предупредил, что во втором полугодии белорусские предприятия могут столкнуться с ростом складских запасов, если не сумеют в новых условиях работы потребительского рыка переориентировать поставки промышленной продукции на внешние рынки. Добавим лишь, что каждая последующая девальвация будет иметь все меньший положительный эффект для экспортеров и все больше отрицательных последствий для всех остальных. Скажем, полный коллапс внутреннего рынка никаким экспортом не компенсируешь. И снижение поступлений за счет продажи населению услуг ЖКХ — а это может произойти осенью из-за стимулирования экспорта путем масштабных девальваций и снижения уровня жизни народа. Продать же больше того, что у тебя есть, все равно невозможно. Про прибыльность продаж лучше молчать, раз отрицательное сальдо внешней торговли не снижается даже при значительном росте экспорта. Значит что-то с этим делом не так.
Дальше — эмиграция. Очередное снижение жизненного уровня, для многих ниже уровня выживания, и усиливающееся «закручивание гаек» подтолкнет многих к поиску «лучшей доли» за пределами страны. Российский политолог Андрей Суздальцев заявил в интервью Еврорадио, что считает возможным выезд за пределы страны около миллиона белорусов. Причем произойдет это до конца года. Если так действительно случится, то белорусскую экономику при ее текущем состоянии может ожидать коллапс. Хотя на первый взгляд, вроде бы и хорошо: пособия по безработице не надо выплачивать. Но пособие у нас мизерное, которое все равно платить придется выплачивать тем, кто не уедет, причем платить не пособия, а зарплаты и пенсии. Ведь не уедет тот, кто не работает, работать не собирается или не может физически, но деньги получает — «вертикаль», ОМОН, пенсионеры с инвалидами. Плюс те, кто сидел и продолжает сидеть на госдотациях. Эти уезжать не сильно стремятся. Но кто будет их дотировать? Ведь уедут те, кто может работать и может сам найти себе работу без помощи властей. Так что многие предприятия и стройки могут остановиться осенью просто потому, что там некому будет работать. Вернее формально они будут работать, но я сомневаюсь, что смогут произвести хоть что-то конкурентоспособное с оставшимся контингентом.
Впрочем, сомнительно, что еще миллион человек уедет осенью, но то, что эмиграция возрастет, — несомненно. А по настоящему хороших инженеров, аналитиков, программистов, журналистов, врачей и т. д. у нас и так не хватает. Хороших же менеджеров и кризис-менеджеров, способных не просто говорить «одобрямс», а конструктивно работать и находить решения в условиях быстро меняющейся обстановки, так и вообще практически нет. В такой ситуации исход специалистов может оказаться особенно болезненным.
Наконец, об осенних уличных акциях. Как мне кажется, это не самый главный фактор надвигающегося «шторма», хотя на эту тему эксперты спорят больше всего, ведь именно уличные акции могут все же стать последним фактором «идеального шторма», который утопит «корабль» власти. Будь у «корабля» все остальное в порядке, это было бы не сильно опасно, учитывая мощь наших силовых структур. Но вот сам «корабль» в плачевном состоянии. Хотя некоторые эксперты считают, что никаких протестных акций осенью не будет вовсе. Так, например, Леонид Заико в интервью Еврорадио говорит: «Наиболее сложная фаза пройдена, люди уже, так сказать, зализывают раны, будут радоваться каждому огурцу и каждому новому рублю к зарплате. Ходить с вилами, граблями — этого не будет. В экономической части население адаптировалось к курсу рубля. Люди спокойно перешли на самообеспечение со своих участков. Белорусам характерна высокая степень адаптации. Когда-то проводили исследования с международными организациями, со Всемирным банком, узнавали о лимитной границе, том низшем уровне доходов, при котором начинается протестное поведение. Мы такого минимального уровня не нашли».
Л. Заико в чем-то, конечно, прав, но он отражает точку зрения людей только своего возраста и старше. Они действительно днюют и ночуют в огородах, запасаются сахаром, маслом, крупой, «солью и спичками» и готовятся зимовать «в землянках». Бунтовать они не будут, несмотря на негативное отношение к власти, но и защищать власть не будут тоже. А вот с молодыми несколько иначе. Многие из молодых людей, располагающих дачами, превратили их в места отдыха, а не выживания «в землянке». Там уже газоны, альпийские горки, площадки для барбекю… И желания распахивать все это под картошку и возвращаться к «растительной» жизни они не желают. Да и настроения у более молодых иные. Выживать на «самообеспечении со своих участков» до конца жизни они не хотят, хотят жить нормально, как люди из «центра Европы», о чем сама власть постоянно талдычила.
Проявляться недовольство будет по разному, не только в виде протестов. Кто-то уедет за границу, кто-то уйдет во «внутреннюю эмиграцию», кто-то даже запишется в ОМОН ради зарплаты, но просто сидеть сложа руки они не будут. Будут действовать и протестовать многие тоже будут. Хотя массовых, миллионных и даже в сотни тысяч участников протестных акций, скорее всего, действительно не будет. Но акции протеста несомненно будут, значит будут и задержания и приговоры за негативное по отношению к власти «бездействие», как следует из проекта дополнений в законодательство. А негативно «бездействует» в отношении власти уже большая часть населения. К тому же своими действиями начиная с 19 декабря, может быть, сама не отдавая отчета в происходящем, власть запустила механизм перевода страны «на военные рельсы». Но, «мобилизация — это война» (маршал Шапошников). Есть логика событий, изменить которую не в состоянии ни один «отец народов», даже их «батька». Наши «эксперты в штатском» этого не понимают и продолжают толкать страну к окончательному расколу и «войне». И раз объявили «мобилизацию», то будет и «война». А «выстрел в Сараево» обязательно прозвучит. Сколько времени прошло после 19 декабря, а накал ситуации не ослабевает, раскол в обществе нарастает, неприятие власти народом растет, и практически все ждут «осенних штормов». В 2001 и 2006 годах такого не было. Протесты были, конечно, но все успокаивалось за неделю-две. Но вот приведет ли «осенний шторм» к смене власти — это определенно спрогнозировать трудно.
В принципе имеются некоторые шансы, что осенью для власти «все будет хорошо». «Беларуськалий» уже заложили, деньги появились, пусть и не очень большие, но на 2-3 месяца хватит. Вдруг и далее все пойдет складно? В сентябре продадим «Белтрансгаз» да еще и выбьем под это из России скидку по ценам на газ. МВФ быстро и без всяких условий выделит большой кредит. И все будет хорошо, пусть ненадолго, но хорошо. Но, как мне кажется, эти вариант маловероятен, хотя власть именно его, видимо, считает базовым. Описанные ранее варианты и даже «идеальный шторм» мне кажутся более вероятными. Будет видно. «Цыплят по осени считают».