По данным Белстата, инфляция в первом полугодии составила 36,2%, а ставка рефинансирования Нацбанкаc 13 июля повышается лишь до 20%. Однако одним из условий предоставления последующих траншей кредита АКФ ЕврАзЭС является обязательство Нацбанка обеспечить номинальное значение ставки рефинансирования не ниже прогнозируемого темпа инфляции в годовом выражении. Как Беларусь может выполнить это условие соглашения? Насколько вероятно резкое повышение ставки рефинансирования, и каковы будут в этом случае последствия для экономики?

Александр Муха. Действительно, резкий рост потребительских цен во втором квартале текущего года привел к тому, что сейчас ставка рефинансирования в реальном выражении (т.е. с учетом инфляции) находится в отрицательной области. Это противоречит условиям выделения кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС и рекомендациям специалистов МВФ. В результате у белорусских властей могут возникнуть определенные сложности с получением последующих траншей стабилизационного кредита.

Первая транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере USD800 млн поступила на счет Министерства финансов в Нацбанке Беларуси 21 июня. Размер остальных пяти траншей составит по USD440 млн. Они будут перечисляться в Беларусь по мере выполнения согласованных мер программы стабилизации платежного баланса и повышения конкурентоспособности экономики.

В частности, поступление второй транши кредита ожидается в ноябре–декабре текущего года. Решение о выделении второй транши будет принято, исходя из экономических индикаторов Беларуси по состоянию на 31 октября 2011 г.

Впрочем, уже сейчас председатель Совета Антикризисного фонда ЕврАзЭС, министр финансов России Алексей Кудрин предупреждает о том, что условия предоставления последующих траншей кредита для Беларуси в случае невыполнении ряда обязательств могут быть пересмотрены, решение может быть принято в ноябре 2011 г.

С другой стороны, если говорить о процентной политике, то в кредитном соглашении отсутствует четкая привязка уровня ставки рефинансирования Нацбанка к фактической инфляции в годовом выражении. Так, документ предусматривает привязку учетной ставки центрального банка к «фактическому и прогнозируемому на предстоящие 3 месяца росту потребительских цен». При этом конкретная методика оценки подобного показателя отсутствует, что предоставляет Нацбанку некоторую свободу действий.

Тем не менее, даже несмотря на повышение ставки рефинансирования с 13 июля на 2 процентных пункта до 20% годовых, она по-прежнему находится ниже фактического уровня годовой инфляции. Так, в июне 2011 г. потребительская инфляция в годовом исчислении (т.е. за последние 12 месяцев) возросла до 43,8%, что соответствует показателям десятилетней давности (2001 г.). В результате, если ориентироваться на фактическую годовую инфляцию, то ставку рефинансирования необходимо единовременно поднимать до 44%.

Однако, очевидно, что при таком уровне процентных ставок предприятия, население и местные органы власти не смогут своевременно и в полном объеме обслуживать свои долговые рублевые обязательства (банковские кредиты, корпоративные и муниципальные облигации). При этом и без того значительную тревогу вызывают перспективы обслуживания обязательств в иностранной валюте (по причине состоявшейся девальвации белорусского рубля). Как следствие, резкий рост проблемной задолженности может спровоцировать системный банковский кризис со всеми вытекающими негативными последствиями для экономики в целом.

Поэтому в текущей ситуации постепенное повышение процентных ставок (со скоростью 2-3 процентных пункта в месяц), на мой взгляд, выглядит обоснованным, поскольку необходимо учитывать и реальные возможности заемщиков в плане погашения своих обязательств.

Ведь в условиях ощутимого повышения цен на импортируемые энергоносители многие белорусские предприятия (за исключением крупнейших экспортеров) могут стать убыточными либо низкорентабельными, что не может не беспокоить, потому что возможности государства по поддержке реального сектора экономики сейчас выглядят весьма ограниченными.

Так, в третьем квартале 2011 г. стоимость природного газа по сравнению с четвертым кварталом 2010 г. возросла сразу на 46,2%. В целом за период 2006 г. — третий квартал 2011 гг. российский газ подорожал более чем в 6,1 раза. При этом в четвертом квартале 2011 г. контрактная цена газа впервые превысит отметку USD300 и составит примерно USD305.

В данном случае необходимо отметить, что, по состоянию на 1 мая в разрезе рентабельных предприятий Беларуси на долю низкорентабельных приходится более 75%: с уровнем рентабельности от 0% до 5% работают 52,9% предприятий, от 5% до 10% — 22,9% предприятий.

Иными словами, более 75% предприятий страны в случае дальнейшего ухудшения экономической конъюнктуры (включая рост цен на газ) и снижения кредитной поддержки со стороны банков могут стать убыточными, что, в свою очередь, чревато негативными последствиями и для социальной сферы (в виде роста безработицы и снижения реальных доходов населения).

Если же говорить о кредитах, выданных физическим лицам, то резкое повышение процентных ставок по ним может привести к всплеску социального недовольства среди населения, что в текущей ситуации также выглядит нежелательным. Тем более что население сейчас с учетом сохранения тенденции оттока депозитов является, по нашим оценкам, чистым заемщиком средств из банковской системы.

Для справки: по состоянию на 1 июня объем вкладов физлиц в банковской системе возрос до Br27,739 трлн в то время как кредитная задолженность населения достигла рекордных Br27,203 трлн (статистические данные на 1 июля будут опубликованы на текущей неделе). В целом остаток задолженности клиентов банков по кредитам и иным активным операциям достиг рекордных Br119,254 трлн на 1 июня.

На наш взгляд, сегодня помимо повышения процентных ставок необходимо более активно задействовать и другие инструменты монетарной и фискальной политики с целью ограничения количества белорусских рублей в денежном обращении.

Так, обращает на себя внимание, что в январе–мае 2011 г. наличные деньги в обороте (денежный агрегат М0) возросли на 30,1% до Br5,845 трлн, рублевая денежная база — на 19,6% до Br12,164 трлн, а рублевая денежная масса (денежный агрегат М2*) — на 20,9% до рекордных Br31,937 трлн на 1 июня.

Вместе с тем, при оценке количества белорусских рублей в денежном обращении важно учитывать и другие обязательства центрального банка перед банками, официально не включаемые в денежную базу и денежную массу. По данным Нацбанка, указанные обязательства возросли за пять месяцев текущего года сразу в 2 раза до рекордных Br30,108 трлн на 1 июня, что в принципе сопоставимо с объемом самого денежного агрегата М2.

В том числе рублевые депозиты, перечисленные Нацбанком белорусским банкам в обмен на иностранную валюту, возросли в анализируемом периоде на 70% до Br20,972 трлн, производные финансовые инструменты — в 4,5 раза до Br7,714 трлн, прочие обязательства — на 68,2% до Br1,423 трлн на 1 июня.

Таким образом, в Беларуси сейчас отмечаются высокие темпы денежной эмиссии (в различных формах). Реальное количество белорусских рублей в денежном обращении в январе–мае текущего года возросло, по нашим оценкам, примерно на 50%.

Возвращаясь к ставке рефинансирования, можно ожидать, что в октябре текущего года Нацбанк повысит ее более резко с тем, чтобы все же выполнить условия кредитного соглашения с Антикризисным фондом ЕврАзЭС. Хотя, в случае достижения сторонами компромисса по этому вопросу повышение процентных ставок на финансовом рынке Беларуси может быть менее драматичным либо временным, т. е. по мере замедления инфляции ставки также будут снижаться.