Тему белорусских гастарбайтеров мы уже поднимали весной («Гастрарбайтеры», NM, 21.03.11). Но на фоне углубляющегося кризиса ее актуальность только возрастает. Вот и власть проблему тоже заметила. Но решить ее пытается исключительно в своем стиле, то есть грубой силой. «Президент Беларуси Александр Лукашенко потребовал принять самые действенные меры для предотвращения оттока строительных кадров за рубеж. Соответствующее требование глава государства озвучил, посещая одну из стройплощадок в Минске. Говоря о наметившемся в последнее время оттоке кадров из строительной отрасли Беларуси, Александр Лукашенко подчеркнул: „Мы в этом не заинтересованы“. „Поэтому мы должны этим „летунам“, иначе их не назовешь, сказать: мы не можем запретить тебе ехать строить куда-то за рубеж. Ты поехал работать неорганизованно на другое государство, в страну денег не приносишь. Поезжай. Но первое — коммунальные услуги 100% семья оплачивает, медицинское обеспечение, твое лично, детей мы не трогаем и семью, — 100%. Не несешь социальную нагрузку, государству не помогаешь, давай хоть за коммуналку и за медобслуживание заплати». «Тогда он тысячу раз подумает, ехать или не ехать», — отметил глава государства, сообщает БЕЛТА.

Но эти меры вряд ли помогут. Все равно уедут, если тут «ловить» будет нечего. Причем молодые, да и вообще не очень старые, высококлассные специалисты в таком случае будут уезжать вместе с семьями, ведь высококвалифицированные специалисты сегодня нужны везде. Таких даже в Германии и Швейцарии не хватает. Ну, а сезонные гастарбайтерынайдут как обойти запреты. Не так уж и легко доказать, что за границей он строил или собирал клубнику за деньги, а не совершал турпоездку в сельские районы Польши или паломничество в Москву. Репрессировать же просто за временный выезд в Россию, скажем, — так это очень чревато, мало ли нам что ли неприятностей. Могут вообще «подпитки» лишить.

Отношение работодателя к работнику тоже имеет большое значение. Интересный пример приводит «Народная Воля»: «Минский обком профсоюза работников АПК провел встречу молодых специалистов сельскохозпредприятий, на которой было предложено заполнить анкету, цель которой — выяснить, почему молодые специалисты не остаются на селе. Ведь, вроде, и агрогородки под них строятся, и Дворцы культуры открываются, и льготы всякие предусмотрены. Но люди все-таки не хотят работать в деревне, уезжают. Результат анкетирования оказался неожиданным и не имеющим никакого отношения ни к качеству построенных домов в агрогородках, ни даже к уровню заработной платы. На вопрос „Что вас заставляет покидать после обязательной трехлетней отработки деревню?“ чаще всего анкетируемые отвечали: „Грубость, невоспитанность и хамство начальника“. Эта причина в анкетах заняла первое место». Все довольно просто. И не только отдельных агрогородков это касается, но и всего «колхоза» в целом. Когда власть винит во всех бедах страны «дурны народ», а себя считает непогрешимой, обещает «шарахнуть», вместо того, чтобы договориться, да и шарахает периодически, желание уехать тоже возникает. Но уже из страны, а не из конкретного колхоза. Так что не только резкое ухудшение жизненного уровня подталкивает белорусов к эмиграции.

Добавляются и новые нюансы, которых не было весной, — тоже влияющие на ситуацию– например, отмена льготного кредитования в столице. «Александр Лукашенко считает, что минчане в основном должны строить жилье без господдержки… По словам главы государства, в мире есть один непреклонный принцип: человек идет к рабочему месту. В качестве примера он привел скорое строительство в Светлогорске под китайский кредит нового комбината. „Туда нужны люди, будет строиться жилье. Не можешь построиться в Минске — езжай туда и стройся“, — сказал он. Лукашенко подчеркнул, что объемы строительства в Минске будут сокращаться», сообщает БЕЛТА. Принцип нашим руководителем обозначен верно, Люди действительно поедут к работе, но к лучшей, а не к худшей. Поэтому я сомневаюсь, что программист или тот же строитель из Минска поедут в Светлогорск. Скорее они поедут в «Москву», чтобы заработать на квартиру в Минске, а то и в России остаться. Или в Европе, если понравится и получится. В Светлогорск тоже поедут, но из окрестных колхозов или даже агрогородков. В колхозы же, видимо, придется завозить северокорейцев, потому что даже китайцы уже получают больше, чем в наших отстающих колхозах. А именно из них люди в первую очередь и поедут в Светлогорск и на подобные стройки, а не из Минска. Возможно, я ошибаюсь, но почему-то мне кажется, что будет так, а не по желанию власти. Во всяком случае, на практике основной поток миграции обычно идет именно так– из села в город, из малого городка — в областной центр или сразу в столицу. Ну и из «плохой» страны в «хорошую». Обратный поток тоже всегда есть, единицы едут даже из Европы в Афганистан к талибам, но такойпоток очень незначителен. Не думаю, что у нас ситуация совсем уж противоположная, хотя мы и «уникальная» страна.

Так что проблема действительно очень актуальная и может стать критической. В Беларуси около 4,5 млн. работоспособных граждан. Из них примерно миллион уже работает за пределами страны. Стоит «выкачать» из страны еще хотя бы полтора миллиона «рук» и «мозгов» — и экономике фактически придет конец, реальной экономике, естественно. Ведь уедут лучшие, те, кто сейчас реально приносит доход государству. Останутся те, кто дальше ближайшего винно-водочного отдела «мигрировать» не способен, а также «вертикальщики», ОМОН и прочие– то есть те, кого надо кормить, а не те, кто кормит. Но кормить их уже будет некому. Как и пенсионеров, кстати. Но пенсионеры еще куда не шло, а вот изголодавшись и ОМОН может выйти из повиновения.

Поэтому закончить можно примерно так же, как и первый материал. Совсем не зря возникло выражение «Кадры решают все!». Если останемся без кадров, то ни новые комбинаты, ни кредиты, нас уже не спасут. А для того, чтобы не потерять кадры, им надо создать приемлемые условия. «Шарахать» не стоит, только быстрее разбегаться будут.