Сообщение о выделении очередного кредита вызвало эйфорию у нашего чиновничества, подобную эйфории наркомана, получившего дозу. Заговорили о том, что кризис уже закончился или закончится через пару дней.
По словам посла Беларуси в Украине Валентина Величко, в Беларуси нет паники и перебоев с поставками продуктов. Более того, Величко высказал уверенность, что через десяток дней кризис в Беларуси закончится и жизнь войдет в обычную колею, сообщает ALE.by. В течение 10-14 дней ситуация разрешится полностью, вторит ему вице-премьер Сергей Румас, по сообщению «Комсомольской правды в Беларуси». В принципе, россияне согласны, что кризис у нас может закончится довольно быстро, хотя и не «весь» кризис, а только проблемы с валютой. Замглавы Минфина Сергей Сторчак считает, что монетарный кризис в Беларуси закончится года через полтора. «Проблемы монетарного порядка они в состоянии будут преодолеть достаточно быстро. Это будет длиться, может быть, 15-18 месяцев», — сказал Сторчак, передает «Интерфакс».
По всей видимости, их «быстро» с нашим не совпадает, ведь там понимают, что выделение кредита еще совсем не означает выхода собственно из кризисного состояния. Я тоже согласен, что получение очередного кредита не означает автоматического выхода из кризиса, скорее даже наоборот. Как мне кажется, кризис кончается не с получением очередного кредита, а вместе с его выплатой, вернее выплатой кредитов. Правда, наши власти уверены, что наоборот, но история доказывает, что это неправильное представление.
Вот характерный пример. «В конце 70-х гг. Чаушеску создал в Румынии „общество изобилия“ за счет USD22 млрд западных кредитов. В Румынии тогда было все или почти все, о чем могли мечтать простые советские граждане (а также граждане других стран СЭВ). Но похмелье наступило быстро: несмотря на то, что USD17 млрд составляли краткосрочные торговые кредиты, которые были погашены выручкой от реализации товаров, это создало такое давление на национальную валюту, что в Румынии ограничивать стали все — вплоть до трехчасового лимита подачи электроэнергии. Начиная с середины 80-х гг. страна жила впроголодь, а секуритате безжалостно подавляла несогласных. В итоге за USD5 млрд долгосрочных кредитов Румынии пришлось с процентами отдать USD12 млрд, причем судьба примерно USD2 млрд так и осталась неизвестной», пишут «Ведомости». Что было потом всем известно. Как видим, огромные кредиты привели страну не к процветанию, а к фактическому краху. И получение кредитов не вывело страну из кризиса, а наоборот — углубило его.
Пока же белорусские власти недостаточно четко осознают, что окончание кризиса — это не получение очередных антикризисных кредитов, а их выплата, кризис будет не только продолжаться, но и усугубляться. Ведь пока не поймут, так и будут продолжать лечить кризис не оптимизацией экономики и рыночными реформами, а исключительно очередными кредитами. Понятно, что такое понимание ситуации — это не единственное условие выхода из кризиса, но, как мне кажется, важное условие.
Соответственно, и кризис у нас будет продолжаться не десять дней, до получения очередного транша, а десять лет, до выплаты кредитов, которые мы сегодня «нахапали». Ну, может быть, пять лет, если сильно поднапрячься. Правда, сегодня у нашей власти появилась еще одна антикризисная «фишка» — распродажа «фамильного серебра».
Приватизация, с одной стороны, является адекватным шагом. Без приватизации невозможна и рыночная экономика. С другой стороны, полученные от продажи «фамильного серебра» деньги, как раз позволяют не проводить рыночных реформ еще несколько лет. Если продать абсолютно все, что можно продать, то довольно реально дотянуть без реформ и до следующих выборов. Хотя некоторые эксперты отводят нашей власти гораздо меньше времени, видимо у них иная оценка стоимости нашего «фамильного серебра». «В общей сложности Белоруссия может привлечь 25,5–30,5 млрд долларов, за счет которых, по экспертным оценкам, страна может жить припеваючи как минимум два, а то и все три года. „Если все суммировать, то этой суммы хватит Белоруссии на два года. Она сможет выплатить зарплаты, пенсии и долги по электроэнергии и даже выйти на докризисный уровень развития, — говорит эксперт по проблемам постсоветского пространства ГУ-ВШЭ Андрей Суздальцев. — Но через два года снова настанет беда“. По его словам, правильней было бы направить эти средства на проведение жестких структурных реформ, но на это нет политической воли», сообщает «Взгляд».
В любом случае, если деньги просто «проесть», кризис потом будет в разы серьезнее нынешнего, да и на Площадь выйдет значительно больше людей. Но, предсказать какая из тенденций — (1) рыночные реформы на деньги от приватизации или (2) пресловутая «стабильность» за счет продажи «фамильного серебра» — возобладает, пока предсказать трудно, хотя один из вариантов кажется мне более вероятным. Сами можете догадаться какой (если учитывать менталитет нашей власти). Опять же: кризис с получением денег от приватизации вовсе не кончается. Он кончается только тогда, когда эти деньги вложены, заработали и сами начали приносить деньги. Если же их опять «проесть», то кризис только откладывается, но следующий его удар будет мощнее предыдущего. Продавать-то потом будет уже нечего.
Даже самый маловероятный вариант — нахождение нового «спонсора», который согласится финансировать наше «чудо» просто так, без всяких условий, — это не выход из кризиса. Выход из кризиса, реальный выход, только один — научиться наконец зарабатывать самим. А для того, чтобы люди работали и зарабатывали, нужно создать соответствующие условия. Так что, как ни крути, а без реформ никак. Ни кредиты, ни распродажа «фамильного серебра» сами по себе не спасут, хотя продлить агонию могут.