Хотя «безработицы у нас нет», по разным оценкам, от 300 тысяч до 1 миллиона наших сограждан не смогли найти «кусок хлеба» в своей стране и трудятся за ее пределами, в основном в соседней России. Первая, официальная-полуофициальная цифра — явно занижена, вторая, по-видимому, — слегка завышена, ну, а истина, как водится, находится где-то посередине, но все же ближе ко второй цифре, как мне кажется.

С одной стороны эта ситуация не так уж печальна. На биржу труда эти люди не идут, «кусок хлеба» от власти не требуют, так что можно вписывать в графу «безработица» статотчетов «ноль целых ноль десятых» и получать награды. К тому же гастарбайтеры даже какие-то деньги в страну привозят. Полный ажур, как будто. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Попробуем немного посчитать. Зарплата составляет где-то от 10% до 50% от стоимости произведенного работником продукта. Для гастарбайтера в России это скорее первая цифра, зачастую даже ниже. То есть девять десятых произведенного работником продукта остается в стране-работодателе. Скажут: но там же еще есть стоимость энергоносителей, сырья, а не только труд. Но и энергоносители, сырье тоже люди добывают, в том числе наши гастарбайтеры, и их труд тоже остается в стране-работодателе. Плюс гастарбайтер там же питается большую часть года, одевается, да и перед приездами на родину и «отоваривается». Так что очень уж большого дохода от экспорта рабочей силы на самом деле родина не имеет. В любом случае, государство, экспортируя рабочую силу, зарабатывает на порядок меньше того, что оно имело бы, если бы создало приемлемые условия для трудоустройства внутри страны.

Такая ситуация складывается отнюдь не на фоне демографического взрыва и переизбытка незанятой молодежи. Наоборот, нация стареет, и количество пенсионеров уже в обозримом будущем грозит сравняться с количеством работающих. А пенсионные взносы наши гастарбайтеры не платят, но, как можно предположить, «кусок хлеба» в старости от государства потребуют, не все смогут скопить достаточные суммы для обеспечения безбедной старости, да большинство из них просто и не копит. Хотя уже то, что они не платят пенсионные взносы, наносит большой удар экономике страны. Про другие негативные аспекты я уже упоминал. И при этом власть так или иначе выталкивает своих активных граждан за рубеж на заработки, а в последнее время заставляет уезжать и по другим мотивам. И, опять же, уезжают вовсе не пенсионеры. Доходит до того, что одной рукой выталкивая собственных работников за рубеж, другой рукой мы стимулируем завоз гастарбайтеров в страну. Это притом, что, хотя по статистике их почти нет, реально в стране их огромное количество — безработных, вернее «неработающих». Китайские и прочие гастарбайтеры, которых мы уже потихоньку начали завозить, тоже не решат проблему кардинально. Высококвалифицированных специалистов они не заменят, а только специалисты могут обеспечить достойный уровень развития страны. Поэтому отток высококвалифицированных специалистов особенно опасен, а они уедут в первую очередь.

Высококвалифицированных специалистов и в Европе не хватает, так что им не только российский рынок труда открыт. К тому же и здесь «сальдо торгового баланса» резко отрицательное, причем не только по количеству, но и по качеству «контингента». Да ведь и вернется большинство китайцев назад к себе в страну.

Таким образом, наша власть может остаться с пенсионерами, алкоголиками, которые кроме как до ближайшего магазина никуда не «мигрируют» и прочими категориями нетрудоспособных и малотрудоспособных. Совсем не зря возникло выражение «Кадры решают все!». Так что если останемся без кадров, то ни станки, ни кредиты, ни даже последняя «фишка» — холдинги — нас уже не спасут.