Изданный 11 марта президентский декрет № 1 наделяет Госкомимущество правом продавать с понижением начальной цены акции преобразованных в ОАО предприятий. Год назад также для повышения эффективности приватизации было создано Национальное агентство инвестиций и приватизации. Достаточно ли сегодня у Госкомимущества полномочий для ускорения процессов приватизации? Какие главные факторы сдерживают ход приватизации в Беларуси?

Мария Акулова. Декрет Президента № 1, подписанный 11 марта 2011 года, расширяет полномочия Госкомимущества по вопросам приватизации белорусских предприятий с государственной долей собственности в них. Принятие данного документа вполне логично и понятно, потому как в нынешней ситуации, когда наблюдается явная нехватка внешнего финансирования, одним из решений сложившейся проблемы является проведение реальной приватизации, разговоры о которой ведутся уже на протяжении нескольких лет.

Итак, можно сказать, что теперь основными полномочиями по приватизации, если речь не идет о стратегических субъектах хозяйствования и сельхозпредприятиях, будет наделено Госкомимущество, в чем есть определенный плюс. Это должно положительно повлиять на интерес инвесторов к стране, т. к. не секрет, что до этого момента слишком много госорганов отвечало за приватизацию предприятий, что в результате вносило неразбериху и замораживало процесс. Теперь же основные полномочия в вопросе продажи малых и средних предприятий будут находиться не у министерств и местных органов власти, а у Госкомимущества, что, по крайней мере, повлияет на повышение прозрачности и надежности потенциальных сделок. Решения же о продаже перерабатывающих сельхозпродукцию и стратегически значимых предприятий Беларуси будут приниматься Президентом, как это и было ранее.

Кроме этого после подписания декрета Госкомимущество (ГКИ) сможет понижать начальную цену акций компаний, которые выставляются на продажу. Видимо, был учтен опыт неудачных прошлогодних аукционов, когда ни на одно из выставленных предприятий не нашлось заинтересованных акционеров. Причиной неудачных торгов была завышенная цена и наличие определенного списка дополнительных требований к потенциальным покупателям, что как раз и оттолкнуло инвесторов. Теперь же ГКИ сможет вести более гибкую политику в отношении инвесторов и принимать решение о цене на основании их предложений, а не выставлять фиксированную цену.

В сложившейся картине все более непонятным становится функционирование Национального агентства по инвестициям и приватизации (НАИП). Данное госучреждение существует на бумаге уже практически год, однако работать оно так пока и не начало. Кроме этого, учитывая, что сейчас ответственным за продажу малых и средних компаний будет ГКИ, не совсем понятно, в чем будет заключаться суть работы НАИП. Потому как его работа может внести неясность в представление инвесторов о том, с кем необходимо вести переговоры, что может опять негативно отразиться на скорости приватизации.

Кроме этого не стоит забывать и про другие причины торможения процесса продажи белорусских предприятий.

Так, со 2 марта 2011 г. ГКИ вместе с НАИП были включены в список организаций, наделенных полномочиями по определению того, какая информация является государственной тайной, а какая нет. Учитывая, что вопрос приватизации подразумевает под собой прозрачность и доступность любой интересующей инвесторов информации, стоит ожидать, что это вызовет вопросы и недоумение потенциальных покупателей, в случае если их запросы не будут удовлетворены.

Вдобавок к этому для привлечения значительных объёмов иностранного капитала продажи средних и малых предприятий будет недостаточно и придется расстаться, по крайней мере, с какой-то из крупных стратегических компаний страны. Надо признать, что выставляемая на них цена зачастую формируется на основании докризисной оценки активов, что в результате приводит к их завышенной стоимости и отталкивает покупателей. Большая гибкость в данном вопросе вполне вероятно позволила бы достаточно выгодно продать предприятия. Поскольку расставаться все равно придется, существует опасность того, что, изначально распугав всех покупателей, потом придется принимать все их требования и цену.