После назначения М. Мясниковича на пост премьер-министра в Беларуси вновь ожил призрак номенклатурной приватизации. На прошлой неделе сразу три известных белорусских эксперта откровенно высказались по этой проблеме. Глава аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико, директор аналитического центра «Экоом» Сергей Мусиенко и председатель РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация» Александр Швец довольно неожиданно оказались единодушны в оценке проекта плана мероприятий по реализации Директивы № 4, который накануне одобрило Правительство.

Как сообщает агентство «Интерфакс», этот план мероприятий в том числе дает общему собранию акционеров право выкупить акции собственной эмиссии за счет чистой прибыли и затем передать их менеджменту предприятия. Именно эта часть плана дала экспертам повод усмотреть в действиях правительства корыстные интересы белорусской номенклатуры, которая «затаилась и сидит в низком старте» (С. Мусиенко) и готовится к долгожданной процедуре «конвертации власти в собственность» (Л. Заико).

Три года в низком старте

Номенклатурный сценарий белорусской приватизации не нов и особенно часто встречается в белорусских сетевых изданиях на протяжении последних 3 лет после принятия в 2008 г. известного постановления Совмина № 1021. План предполагал приватизацию 519 государственных предприятий, а принятый 14 апреля того же года декрет № 7 отменял преимущественное право государства на покупку акций созданных ОАО.

Эти действия государства не остались незамеченными экспертами. В августе 2008 года Л. Заико предостерегал о том, что белорусская номенклатура может, не моргнув глазом, расплатиться государственной собственностью за суверенитет страны. Следом за ним другой эксперт аналитического центра «Стратегия» политолог В. Карбалевич прогнозировал, что белорусская номенклатура готовится конвертировать власть в собственность.

Однако при выполнении правительственного плана акционирования и приватизации белорусских предприятий обнаружилась одна загадочная особенность. Директора этих самых предприятий и чиновники соответствующих министерств не особенно торопились с процедурой акционирования, чем вызывали недоумение и раздражение главного контролера белорусской приватизации Государственного комитета по имуществу.

Тормозной путь белорусской приватизации

Вот показательный пример. Постановление Совмина № 1021 было принято 14 июня и предполагало приватизацию 176 предприятий до конца 2008 года. В ноябре процедуру разгосударствления прошло только одно предприятие, в декабре — 34. В итоге правительственный план пришлось корректировать и в авральном режиме выходить к концу года на 156 преобразованных предприятий, на базе которых было создано 107 ОАО.

В следующем году эта загадка повторилась. Первоначальный план предполагал приватизацию 213 предприятий, однако его пришлось сократить до 167. И вот в июне 2009 г. Госкомимущество сообщает, что за полгода преобразовано всего 2 предприятия. Дальше фокус с ускорением повторяется, и к концу года удается выйти на 169 преобразованных предприятий, на базе которых созданы 108 открытых акционерных обществ. Нужно заметить, что в обоих случаях выполнение плана зависело в гораздо большей степени от усилий Госкомимущества, чем от действий белорусского директората и чиновников.

Казалось бы, в чем дело? Если по оценке экспертов белорусские чиновники и директора только и ждут возможности стать полноправными хозяевами подчиненных им производств, то им меньше всего выгодно тянуть с приватизацией. Зато статистика показывает, что главным белорусским приватизатором является как раз Госкомимущество, а вовсе не та пресловутая номенклатура и красно-зеленый директорат, которые должны были бежать впереди паровоза либерализации и перевыполнять планы Правительства.

Чего хочет и боится номенклатура

Эту проблему хорошо понимают и в ГКИ. Настолько хорошо, что в феврале 2010 г. на пресс-конференции председатель комитета Г. Кузнецов признался, что не понимает боязни директоров и министерских чиновников перед приватизацией. Он также предположил, что те опасаются потерять контроль над предприятиями.

В течение 2010 г. в привычном неспешном ритме было преобразовано 110 предприятий, на основе которых создано 74 ОАО. Ритм оказался настолько неспешным, что в феврале 2011 г. все тот же Г. Кузнецов почти дословно повторил свои слова годичной давности. Председатель комитета упрекнул менеджеров и чиновников в торможении приватизации и раскрыл свою точку зрения на проблему: «Они думают, что с приходом инвестора останутся не у дел и не смогут управлять предприятием».

Что же у нас получается. С одной стороны, независимые и приближенные к государству эксперты в один голос говорят о планах белорусской номенклатуры в ходе приватизации получить долгожданный контроль над государственными активами. С другой стороны, по данным ГКИ, эта самая номенклатура боится в ходе приватизации потерять контроль над подчиненными ей предприятиями. Можно только представить себе то чувство легкой шизофрении, в котором на самом деле должна пребывать белорусская номенклатура.

Обменный курс завышен

Выбраться из этой ловушки помогает метафора «обменного курса». Если мы вслед за экспертами предположим, что наша номенклатура готова начать конвертировать власть в собственность, то нельзя не задуматься о ставке обменного курса. Вероятно, что в современной Беларуси этот курс все еще слишком завышен, чтобы начались масштабные номенклатурные приватизации и номенклатурные революции.

Скорее всего, обменивать власть на собственность в масштабах страны пока не выгодно.

Например, еще в октябре 2008 г. заместитель гендиректора по экономике и финансам Минского моторного завода А. Засадыч, отвечая на вопрос о возможном участии коллектива завода в приватизации, рассказал, что если завод решит разделить акции между государством и коллективом, то лишится значительных налоговых льгот.

В декабре 2010 г. один из руководителей«Гомсельмаша» в том же духе объяснил причины замедления процесса акционирования: «Мы уже пять лет ищем инвесторов, но они не находятся. Поэтому к процессу акционирования мы относимся сегодня спокойно». Это лишь несколько примеров, которые указывают на масштабы проблемы: сегодня в Беларуси в целом выгоднее оставаться под крылом государства, чем отправляться в свободное рыночное плавание.

Залежи номенклатурного капитала

Тем не менее, правительственный план приватизации исправно выполняется, и к сегодняшнему дню мы можем оценить, где сосредоточен главный номенклатурный капитал — преобразованные в ОАО предприятия, которые предполагается продавать иностранным покупателям.

Имея в виду, что главным мотором белорусской приватизации выступает все-таки Госкомимущество, стоит обратить внимание на статистику преобразования предприятий по отдельным министерствам. Здесь есть свои национальные чемпионы, от которых можно ожидать активных действий при благоприятном курсе обмена власти на собственность. ТОП-5 белорусских министерств, лидирующих по числу преобразованных предприятий и созданных на их базе ОАО сегодня выглядит так:

Структура

2008

2009

2010

Всего преобразовано

Всего создано ОАО

Министерство транспорта и коммуникаций

42

49

44

135

44

Министерство промышленности

50

39

13

102

68

Министерство сельского хозяйства и продовольствия

17

27

9

53

47

Министерство архитектуры и строительства

4

14

8

26

25

Министерство энергетики

9

10

6

25

25

* Данные с сайта Госкомимущества.

Судя по февральским кадровым перестановкам в Совмине, белорусский президент чутко реагирует на рост запасов номенклатурного капитала в отдельных министерствах. Как видно из таблицы, лидером по числу созданных ОАО с приличным отрывом оказывается Минпромышленности (68 предприятий). Неудивительно, что 4 февраля был назначен новый глава этого министерства. Второе место по числу созданных ОАО занимает Министерство сельского хозяйства (47), поэтому там с февраля всего лишь новый заместитель министра.

Занятно, что лидер по числу разгосударствленных предприятий Минтранс благополучно сохранил кадровую целостность (у него третье место по числу созданных ОАО — 44). Но белорусской номенклатуре не стоит обольщаться, потому что еще 29 декабря глава Администрации президента В. Макей пообещал обновить кадровый состав Правительства и других структур власти на 90%.

Имея в виду статистику разгосударствления госсобственности, нужно признать, что белорусское экспертное сообщество сегодня гораздо больше готово к номенклатурной приватизации, чем сама номенклатура. По большому счету, издержки приватизации пока перевешивают выгоды от контроля над государственными активами. В свою очередь, президентская команда держит руку на пульсе и в нужное время принимает превентивные кадровые меры. Поэтому вполне вероятно, что мы еще раз вернемся к этой теме через несколько лет.