Мы до сего дня продолжаем с гордостью произносить с трибун: «Беларусь — сборочный цех СССР». Еще больше мы гордимся, что ничего не изменили и ничего не разрушили. Хотя реально это не так, много есть того, что производила Советская Белоруссия и не производит нынешняя Беларусь, но дело не в этом. Мы действительно практически ничего не меняли с советских времен и, если что и разрушилось, то не благодаря целенаправленным усилиям нашей власти, а само по себе. Получается, повод для гордости все же есть? Лично я так не считаю. СССР нет уже почти 20 лет, 16 лет находится у власти нынешнее руководство, а у нас все по старому, мы «ничего не разрушили» и «Беларусь — сборочный цех СССР», ну и прочее.

Как мне кажется, это повод не для гордости, а для ужаса. Ведь ничего не разрушили, значит ничего и не создали, а жить в уцелевшем «подвале» давно рухнувшего здания — очень и очень некомфортно. К тому же, весьма вероятно, в этом состоит одна из главных причин нынешних трудностей нашей экономики. Не единственная причина, понятно, но одна из главных. Ведь экономическая ситуация в мире и у всех наших соседей поменялась за эти годы кардинально, а у нас практически ничего не изменилось, если брать структуру экономики. Да, часть совершенно износившегося оборудования заменили на новое, что-то построили, что-то обновили, но все в рамках практически неизменной экономической системы. Получается, наша экономика осталась «заточенной» под СССР, которого уже давно нет. Какое-то время, пока российская экономика тоже оставалась «наследницей СССР», наша экономика работала, как ее дополнение. Плюс российские же дотации — и худо-бедно жить было можно, вернее сказать, выживать.

Но сегодня российская экономика уже совсем не похожа на советскую и продолжает от нее отдаляться. В лучшую или худшую сторону — мы оценивать не будем, россияне сами об этом спорят, но о том, что нынешняя российская экономика построена совсем не по советскому образцу, не спорит никто. Таким образом, наш «сборочный цех СССР» с современной российской экономикой не стыкуется никак. А поскольку наша экономика с российской не стыкуется и никак ее не дополняет, разве что конкурирует по некоторым позициям, — то и надобности в широкомасштабном дотировании экономики Беларуси россияне больше не видят. Экономического смысла в таком дотировании нет, о политике я не говорю. В результате мы имеем то, что имеем. И новый «союз» — ЕЭП нас не спасет, если мы и далее продолжим оставаться «сборочным цехом СССР». Может из политических соображений какие-то дотации и будут возобновлены, но именно какие-то, а далеко не все. Когда же очередная попытка, а ля «лебедь, рак и щука» закончится закономерным «а воз и ныне там», дотирование «белорусского чуда» прекратится окончательно. Так что выход для нас только в том, чтобы перестроить «сборочный цех СССР» в нечто более современное, иначе «сборочный цех» ждет судьба самого СССР.

Правда, в последнее время мы предпринимаем попытки стать псевдосборочным цехом Китая, с последующим выходом товаров на российский рынок. То есть пытаемся сменить спонсора, без изменения самой системы. Лично я сомневаюсь в успешности таких попыток, во всяком случае, долговременной успешности. Например, после вступления России в ВТО, китайские товары получат прямой выход на российский рынок. Надобность в транспортировке их в Беларусь, переклеивании этикеток и последующей продаже в Россию отпадет. Китайские товары смогут продаваться на российском рынке без этой «сборки». Впрочем, и сегодня чисто китайских автомобилей, телевизоров, микроволновок и прочих товаров в России продается в разы больше, чем «китайско-белорусских». Таким образом, китайские товары и сейчас могут продаваться, но пока есть определенные ограничения и барьеры. После вступления России в ВТО большинство этих барьеров должно быть снято. Да и реальные сборочные производства надежнее открывать поближе к рынку сбыта, а не в других странах. Пусть у нас сегодня ЕЭП, а завтра глядишь уже и не ЕЭП, зачем рисковать инвестициями. Потому что белорусы работают лучше россиян? Это скорее миф, тем более, что на таких предприятиях обычно работают китайцы. Так что разницы нет, где их строить, хоть в Африке, был бы рынок сбыта. В России рынок сбыта есть, у нас — нет, почти нет. Есть и другие причины. В общем, мне как-то мало верится, что мы сможем успешно преобразовать «сборочный цех СССР» в «сборочный цех Китая». Предпочтительнее было бы попытался преобразовать нашу экономику в нечто более прогрессивное и перспективное, чем чей-то «сборочный цех».

Пока же наши планы, вплоть до самых последних, озвученных на «народном собрании», больше напоминают планы по расширению и некоторой косметической модернизации старого «сборочного цеха», чем по созданию новой современной экономики. Такое впечатление, что факт отсутствия СССР и прочих изменений в мире, а также то, что нам давно нужна другая экономика, в упор игнорируется. А зря, ведь можно повторить судьбу СССР.