В интервью журналистам польских СМИ, говоря о вероятности приглашения со стороны Европейского союза для Беларуси, Александр Лукашенко сказал: «Мы бы его рассматривали. Мы бы его немедленно начали рассматривать». Как вы полагаете, что стоит за этим высказыванием? С какой целью А.Лукашенко прибегает к традиционным риторическим фигурам белорусской оппозиции?

Валерий Карбалевич. Это реверанс в сторону Европы. Оказавшись в сложной международной ситуации из-за конфликта с Россией, официальный Минск ищет точки опоры в Европе. Прежде всего, действующему президенту нужно как-то смикшировать политический ущерб, который нанес ему белорусско-российский конфликт, чем-то компенсировать имиджевый изъян, чтобы придать внешней политике накануне выборов прикладной электоральный вид. Поэтому, дабы навеять счастливый сон белорусскому обществу, Лукашенко изо всех сил стремится продемонстрировать успех именно на международной арене, доказать, что никакой изоляции нет, у Беларуси в мире много друзей, конфликт с Россией нам не страшен, Минску протягивают руку помощи другие государства.

Но, конечно, заигрывание с Европой имеет не только электоральный смысл. Ему нужны реальная поддержка на Западе. Лукашенко считает, что ЕС заинтересован в дистанцировании Беларуси от России, изменении геополитической лояльности официального Минска.

А чтобы успокоить демократическую совесть европейских политиков, общественности, президент Беларуси пытается подретушировать свой одиозный имидж, придать себе респектабельность и в этом новом отреставрированном виде начать сотрудничество с Европой. Не случайно Лукашенко в интервью польским СМИ всячески отрицал, что в Беларуси существует диктатура, подчеркивал свой демократизм.

И в этом смысле нужно понимать реплику о готовности рассматривать вопрос о вступлении в ЕС. Это заявление беспроигрышное. Лукашенко прекрасно понимает, что сегодня ЕС не может пригласить Беларусь в ЕС по многим причинам. Поэтому так смело и заявляет. Это дипломатический ход, политическая игра с ЕС на тех струнах, которые благозвучны Европе.