В связи с относительным успехом организации поставок венесуэльской нефти в Беларусь — уже второй танкер разгружается в одесском порту, перспективы оптимизации транзита этой нефти становятся предметом обсуждения экспертов. Прежде всего оцениваются перспективы использования в этих целях нефтепровода Одесса-Броды в аверсном режиме.

Технические характеристики нефтетранспортной системы «Одесса — Броды»:

Длина 674 км
Диаметр 1020 мм
Начальная мощность 9-14,5 млн. т/год
Мощность после ввода II очереди 45,0 млн. т/год
Количество главных насосных станций 1
Количество насосных станций после ввода II очереди 3
Дедвейт танкеров до 100 тыс. т
Емкость резервуарного парка I очереди 200 тыс. м3
Емкость резервуарного парка после ввода II очереди 600 тыс. м3

История нефтетранспортной системы Одесса — Броды обычно связывается с попыткой создания альтернативного пути доставки нефти в Украину после заявленного Россией в 1993 году намерения ограничить поставку ей этого сырья. Правительством Украины, которое в то время возглавлял Леонид Кучма, 15 февраля 1993 года было принято решение о начале строительства морского нефтяного терминала (МНТ) «Пивденный» близ Одессы для приема каспийской нефти. Его технико-экономическое обоснование предусматривало перекачку до 40 млн. тонн углеводородного сырья в год. В 1994 году был утвержден проект строительства первой очереди терминала мощностью 12 млн. тонн в год. Строительство МНТ было начато в 1995 году, а годом позже приступили к строительству нефтепровода Одесса-Броды. В апреле 2002 года первая очередь 674-х километрового нефтепровода мощностью от 9 до 14,5 млн. тонн в год была сдана в эксплуатацию, а 19 декабря 2002 года был принят нефтяной терминал «Пивденный». 5 августа 2002 года первые 100 тыс. тонн технологической азербайджанской нефти были закачены в нефтепровод.

Украина рассчитывала не только диверсифицировать источники и пути доставки углеводородов для собственных нужд, но и в максимальной степени использовать собственный транзитный потенциал. Проект Одесса-Броды по первоначальному замыслу должен был быть гармонизирован с тремя другими нефтетранспортными системами, обеспечивающими перекачку сырья в обход Босфора. Проблема ограниченной пропускной способности турецких проливов заставляет всех участников нефтяного рынка разрабатывать конкурентные проекты транспортировки углеводородов. Украина рассчитывала интегрировать свою новую нефтетранспортную систему с нефтепроводами «Дружба — Адрия», «Баку — Супса» и «Тенгиз — Новороссийск».

При проектировании нефтетранспортной системы Одесса — Броды украинцы исходили из заинтересованности нефтедобывающих государств каспийского региона в создании байпаса вокруг Босфора для транспортировки углеводородов в США. Для этих целей мог быть использован маршрут Одесса — Броды — Ужгород — Омишаль с использованием трубопровода «Дружба — Адрия», выходящего на Адриатическое побережье Хорватии. Эта транспортная ветка должна была воспользоваться 9,2 млн. тонн резервной мощности нефтепровода «Дружба» на украинской территории и заинтересованностью хорватской стороны в параллельной прокачке российской и каспийской нефти.

Использование нефтепровода «Баку — Супса» позволяло сформировать энергоальянс в составе Азербайджана, Грузии и Украины, который должен был бы обеспечить поступление до 20 млн. тонн сырья в нефтетранспортную систему Одесса — Броды и возможность прокачки каспийской нефти на польские НПЗ в Плоцке и Гданьске. Польский участок нефтепровода должен был бы быть достроен и в перспективе мог бы даже открыть возможность экспорта углеводородов из Гданьска. Украина заручилась в то время обещаниями закавказских лидеров насчет поставок нефти в нужном объеме.

Однако проектное наполнение трубопровода требовало участия Казахстана. Поступление каспийской нефти из этой страны связывалось с использованием нефтепровода Тенгиз — Новороссийск. Рассматривались два варианта транспортировки нефти из Казахстана в Одессу: из Новороссийска на МНТ «Пивденный» танкерами или по специально построенной перемычке, соединяющей трубу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) Тенгиз — Новороссийск с украинской нефтетранспортной системой. Хотя КТК находился под российским контролем, украинская сторона считала, что выгоды маршрута в обход проливов могут создать сильную мотивацию для участия КТК в совместном проекте.

Реализация замысла по созданию нового нефтетранспортного коридора натолкнулась на серьезные препятствия, надолго задержавшие ввод в строй нефтепровода Одесса — Броды в проектном режиме. Чаще всего неудачные попытки наладить перекачку нефти в северном направлении связывают с переоценкой украинским руководством реальных запасов углеводородов в каспийском регионе. В действительности эти оценки, как показывают материалы ТЭО, довольно точно отражали динамику нефтедобычи Азербайджана и Казахстана. То, что не было учтено украинской стороной — это не столько даже угрозы со стороны российских претендентов на эти ресурсы, сколько риски, связанные с вводом в строй нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан, конкурирующего с Восточно-европейским маршрутом в обход проливов. БТД канализировал значительную часть ресурсов, на которые претендовал черноморо-балтийский нефтетранспортный коридор. Это коснулось не только поставщиков, но и возможных потребителей углеводородов.

Киев явно переоценил западную и, прежде всего, американскую поддержку своего проекта. Геополитические приоритеты Запада в Черноморско-каспийском регионе почти на десятилетие отсрочили возможность реализации украинской инициативы. Несмотря на многочисленные политические заявления, резолюции энергофорумов и одобренные проекты, новое технико-экономическое обоснование Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), основу которого составляет система Одесса — Броды, смогло появиться только в апреле 2009 года. Созданное в 2004 году международное трубопроводное предприятие «Сарматия», в состав которого сегодня входят компании Украины, Польши, Азербайджана, Грузии и Литвы, после нескольких лет неопределенности смогло, наконец, принять стратегию развития ЕАНТК.

Эта стратегия исходит из того, что реальный дефицит нефтетранспортных мощностей в Каспийском регионе ожидается начиная с 2013 года. Он будет нарастать, и к 2025 году возникнет потребность в новых системах прокачки не менее чем 80 млн. тонн сырья в год, что позволяет рассчитывать на стабильное заполнение ЕАНТК. Но не только рост добычи нефти в Каспийском регионе может обеспечить рентабельность проекту. Россия с вводом в строй Балтийской трубопроводной системы-2 грозит осушить южную ветку нефтепровода «Дружба». На Балтику планируется направлять и нефть, которая сейчас перевозится Черным морем. Даже если эта угроза осуществится не в полной мере, значение ЕАНТК все равно возрастет.

Российский фактор был и остается одним из существенных в судьбе нефтетранспортной системы Одесса — Броды. Само появление нефтепровода обязано желанию украинского правительства уменьшить энегозависимость от России. В дальнейшем эта страна блокировала все попытки запустить украинский нефтепровод в аверсном режиме, используя свой контроль над нефтетранспортной инфраструктурой. Украину удавалось долгое время изолировать как от углеводородных ресурсов Каспийского региона, так и от возможных потребителей нефти в Европе. Так, благодаря контролю над КТК, России удавалось препятствовать предоставлению Казахстаном 37 млн. тонн углеводородов в год для нефтепровода Одесса — Броды. Хотя условия предоставления этих ресурсов для ЕАНТК не выглядели особенно привлекательно, это могло бы ускорить запуск трубопровода в аверсном режиме.

Казахская сторона неоднократно намекала на возможность обмена нефти на активы НПЗ в Польше или Литве. Когда же Казахстану удалось договориться о расширении пропускной способности КТК на 37 млн. тонн, Россия добилась выгодного для себя маршрутатранспортировки дополнительных углеводородов через болгарский Бургас в греческий Александруполис. Подобным образом, используя контроль над словацким участком нефтепровода «Дружба», Россия препятствовала поставкам украинской и азербайджанской нефти в Чехию и на берег Адриатики. Российские власти не отказываются и от прямого политического давления на поставщиков и потребителей нефти для блокирования перевода нефтетранспортной системы Одесса — Броды в аверсный режим.

До 2004 года нефтепровод Одесса — Броды оставался незагруженным. Перевод его в реверсный режим произошел в контексте установления российского контроля над нефтетранспортной системой Украины. В ответ на попытку диверсификации маршрутов доставки углеводородов Россия начала переориентацию своих маршрутов транспортировки нефти, минуя Украину. Наращивалась мощность БТС-1, в обход украинской территории была построена перемычка Суходольская — Родионовская. Россия с помощью тарифов активно препятствовала транзиту казахской нефти в направлении Одессы. Угрозы изоляции нефтетранспортной системы и потери доходов от транзита углеводородов вынудили украинские власти 16 ноября 2004 года подписать соглашение с российской компанией «Транснефть». Договор на оказание услуг по транспортировке нефти по территории Украины сроком на 15 лет. В 2004 году «Укртранснафта» и ТНК- ВР подписали соглашение о прокачке по нефтепроводу Одесса — Броды в реверсном режиме до 9 млн. тонн нефти в год.

22 декабря 2006 года был заключен новый договор между «Укртранснафта» и российской «Транснефтью» о прокачке нефти по маршруту Самара — Мозырь — Броды — Одесса. Российская сторона не гарантировала стабильной загрузки трубы. В некоторые годы по маршруту на Одессу проходило немногим более 3 млн. тонн нефти. Украинские власти неоднократно пытались перевести эту нефтетранспортную систему в аверсный режим. Однако ни одна из таких попыток не увенчалась успехом. Помимо внешних препятствий, связанных с дефицитом ресурсов и потребителей, причиной неудач нередко становились непреодолимые политические и экономические противоречия между украинскими элитами. Как это, например, произошло при последней попытке запуска нефтепровода в аверсном режиме в 2008–2009 годах. Под предлогом противодействия коррупционным схемам правительство Ю. Тимошенко отказалось выполнить указ президента Ющенко и не позволило группе «Приват» начать прокачку азербайджанской нефти по нефтепроводу Одесса — Броды.

Вместе с тем, ситуация вокруг этой нефтетранспортной системы меняется в лучшую сторону. Помимо ожидаемого роста ресурсов в каспийском регионе, в пользу развития ЕАНТК говорит возрастающий спрос на легкую нефть в Европе по мере истощения ее запасов в Северном море. Это делает перспективным использование нефтетранспортного коридора, разветвляющегося в Бродах по трем направлениям: на Польшу, на Словакию, Чехию, Австрию, на Беларусь и Балтию. По оценке ТЭО ЕАНТК на этих направлениях спрос на легкую каспийскую нефть со стороны НПЗ может быть обеспечен в объеме не менее 30 млн. тонн в год. Избыточная нефть будет транспортироваться через Гданьский порт на внешние рынки.

На первом этапе, только используя существующую инфраструктуру, можно обеспечить транспортировку до 10 млн. тонн нефти в год на украинские, чешские и др. НПЗ. При этом тариф прокачки будет ниже, чем для нефти, которая сейчас поступает по средиземноморским маршрутам. Для украинских НПЗ азербайджанская нефть сейчас является практически единственной возможностью без существенных инвестиций обеспечить минимально приемлемое качество нефтепереработки. Стратегия развития ЕАНТК предполагает поэтапное увеличение его пропускной способности до 40 млн. тонн в год за счет строительства новой инфраструктуры на всем протяжении от Баку до Гданьска. Стоимость проекта оценивается от 2 до 8 млрд. долларов США. Источники финансирования пока не определены до конца, но, например, строительство ветки на Беларусь и Балтию может быть профинансировано в рамках программы «Восточное партнерство».

В ожидании 2013 года ресурсная база остается сравнительно скромной, и это пока не позволяет украинским властям решиться на перевод ЕАНТК в аверсный режим. Украинцы заявили о покупке в этом году для своих НПЗ около 3 млн. тонн каспийской нефти. Но, как и раньше, ее доставка возможна по Приднепровским нефтепроводам. В прошлом году «Укртранснафта» имела предварительные договоренности на поставку до 3 млн. тонн углеводородов в центральную Европу, главным образом на чешский НПЗ в Кралупах. Надо сказать, что ситуация с транспортировкой нефти через словацкий участок «Дружбы» перестала быть неразрешимой проблемой. Словакия вернула себе контроль над этим модернизированным нефтепроводом, приобретя активы ЮКОСА.

Определенный интерес для украинцев представляет венесуэльская нефть. Но без внятного обозначения перспективы поставок этого сырья в Беларусь трудно ожидать положительного решения по использованию для его транспортировки трубы Одесса — Броды.

В последние дни пришло известие, способное повысить шансы на скорое оживление ЕАНТК. Болгарское правительство заявило об отказе участвовать в проекте нефтепровода Бургас — Александруполис. Устранение этого конкурента ЕАНТК за казахские углеводородные ресурсы может ускорить формирование ресурсной базы Евроазиатского нефтетранспортного коридора. Но даже если Казахстан не переориентирует свои нефтепотоки на восток, узким местом остается доставка этих ресурсов в систему ЕАНТК. Транскаспийский маршрут еще предстоит выстроить. Пока речь идет только о ТЭО такой транзитной системы. Но надо иметь в виду, что казахские углеводороды ЕАНТК придется делить с БТД. А возможно, что и с другими претендентами.

Судьба нефтетранспортной системы Одесса — Броды свидетельствует о том, что геополитические амбиции украинских элит почти на десятилетие опередили реальные возможности создания этого регионального экономического кластера, способного существенным образом преобразить политико-экономический ландшафт Восточной Европы.

Агентство политической экспертизы BISS, www.belinstitute.eu