Временному правительству Киргизии не удается в полной мере контролировать ситуацию на юге республики. В этой ситуации, на ваш взгляд, какие действия должна предпринимать ОДКБ? Необходимо ли вводить войска в Киргизию?
Александр Алесин. Стоит напомнить, что в понедельник 14 июня в Москве состоялась встреча секретарей советов безопасности государств-участниц ОДКБ, на которой была обсуждена ситуация в Киргизии. Как известно накануне временное правительство этой страны обратилось к России с просьбой о вводе войск для наведения порядка.
Однако, как стало известно после окончания консультаций, официальных решений об отправке войск в Киргизию, равно как и о поставках туда оружия, на встрече в Москве принято не было. Было решено, что республика получит лишь техническую помощь для наведения порядка на юге страны.
По словам генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи, речь идет в частности о наземном транспорте, вертолетах и ГСМ (а по некоторым данным, также о спецсредствах для подавления беспорядков). Если это обеспечение будет предоставлено, то первоочередные меры по наведению порядку сработают. Дополнительный комплекс мер — оказание помощи в деятельности для выявления организаторов беспорядков и привлечения их к уголовной ответственности.
В свою очередь председатель комитета секретарей Совбезов стран ОДКБ Николай Патрушев счел необходимость добавить, что в зависимости от ситуации члены организации могут применить любые средства. Примерно в этом же духе высказался, оценивая результаты встречи, и президент России Дмитрий Медведев. Если ситуация будет ухудшаться, не исключаю вероятности еще одного совещания секретарей Советов безопасности стран ОДКБ или даже созыва срочного заседания глав государств ОДКБ.
Но это вряд ли следует истолковывать в том духе, что вопрос о применении военной силы будет решен этими органами. Ведь еще в субботу 12 июня Дмитрий Медведев дал понять, что Россия не намерена использовать свои войска для наведения порядка в Киргизии. Что касается миротворческих сил ОДКБ (практически тех же российских), то они могут быть отправлены в республику лишь после принятия решения в соответствии с уставом ООН и после консультаций со всеми участниками этой организации.
Между тем Узбекистан, Таджикистан и Казахстан выступают против такой акции, мотивируя это тем, что происходящее является внутренним делом Киргизии. Власти этих стран опасаются, что, отправив миротворческую миссию в Киргизию, они могут получить аналогичный конфликт в собственных странах. Кроме того, «миссия под эгидой Москвы снова усилит влияние бывшего колонизатора».
Оценивая позицию Москвы, политолог, специализирующийся на Центральной Азии, Марс Сариев высказал предположение, что российская сторона выжидает по нескольким причинам. С одной стороны, «боится ввязаться во второй Афганистан», с другой стороны, понимает, что часть населения воспримет войска как «оккупационные силы». Только в том случае, если количество жертв будет расти и дальше, действия российских войск не будут восприниматься как оккупационные.
Разрешению конфликта препятствует также конкуренция между США и Россией. США используют Киргизию как базу для снабжения войск в Северном Афганистане. Москва, со своей стороны, видит в американском присутствии попытку утвердиться в регионе.
Обращает на себя и разное отношение к возможному вводу миротворческих сил в самом Киргизстане. В частности временный глава республики Роза Отунбаева обосновывает свою просьбу о вводе российских войск тем, что при подавлении беспорядков местные военные стараются не стрелять на поражение, ввиду того, что на юге страны все друг друга знают и многие приходятся друг другу родственниками. Поэтому, есть необходимость ввода третьих сил, которые бы «одинаково строго относилась к обеим противоборствующим сторонам».
Категорически против этого выступает местный омбудсмен Турсунбек Акун, подчеркивая, что согласившись на ввод иностранных войск, Киргизия продемонстрирует свою неспособность сохранить независимость. Так что никакие внешние силы не должны вмешиваться во внутренние дела страны.
Из всего вышеизложенного напрашивается вывод, что контингенты вооруженных сил стран ОДКБ (как вместе под эгидой КСОР, так и любой в отдельности) в Киргизию вводить нецелесообразно. Оправдано оказание любой гуманитарной (включая медицинскую и персоналом спасателей), а также технической помощи силам правопорядка (вплоть до поставки тяжелого вооружения и направления инструкторов).
После ликвидации горячей стадии конфликта, возможно направление полицейских сил ОДКБ и следственного персонала для обеспечения дальнейшего урегулирования.