Полсотни стран мира провели в Женеве 3-часовой «диалог» по ситуации справами человека в Беларуси. Вместо отчета о конкретных действиях по улучшению ситуации выступление Постоянного представителя Беларуси в ООН Михаила Хвостова превратилось в риторику в лучших советских традициях.
Оговорки
Подтверждая «весьма высокую степень доверия [белорусов] к национальной избирательной системе», Михаил Хвостов ошибся 20 раз. Так, по его словам, на состоявшихся в апреле 2010 года выборах «приняло участие в два раза больше кандидатов, чем в 2007 году». В действительности же, количество зарегистрированных кандидатов в этом году (25035 человек) превысило цифру 2007 года (23791) не на 100%, а на 5%. Возможно, Михаил Хвостов оговорился, имея ввиду нечто другое. Но, во-первых, подобные «оговорки» недопустимы на презентации отчета в авторитетном органе ООН. Во-вторых, этот случай не был единичным.
Так, ложным является утверждение Михаила Хвостова о количестве неправительственных организаций. Представитель Беларуси заявил, что «о гражданской активности населения и наличии возможности для ее проявления» свидетельствует стабильное увеличение количества общественных объединений. На самом деле, количество НГО на протяжении многих лет стабильно находится на одном уровне (http://nmnby.eu/news/xlibris/2636.html). Так, на начало 2010 г. в Беларуси были зарегистрированы 2225 НГО, на начало 2004 г. — 2214.
Чтобы заверить мировую общественность в том, что со свободой ассоциаций в Беларуси все нормально, Михаил Хвостов применил нечестный прием. По его словам, за прошлый год число общественных организаций и их организационных структур увеличилось на 20%. Возможно, «Белая Русь» и ряд других контролируемых властью НГО значительно увеличили количество своих филиалов. Но к количеству зарегистрированных НГО и реальной свободе ассоциаций в стране этот факт не имеет никакого отношения.
Наконец, представитель Беларуси гордо заявил о том, что по индексу человеческого развития Беларусь опережает все страны региона. О названии региона Михаил Хвостов скромно умолчал. В конце концов, соседние Польша, Литва и Латвия по этому показателю Беларусь обгоняют.
Отговорки
Выступая в общей сложности около часа, Михаил Хвостов охотно рассказывал про достижения в социальной и экономической сфере, здравоохранении, о гендерном равенстве и правах ребенка. Основным коньком продолжительного выступления стала борьба с торговлей людьми.
Проблеме ущемления прав на свободу слова и выражения, свободу ассоциаций и СМИ посланник Беларуси уделил всего несколько минут. При этом сущность ответов состояла в заверении, что национальное законодательство в данных сферах полностью соответствует международным нормам. В целом, вопросы о продолжающихся нарушениях гражданских и политических правах Михаил Хвостов предпочитал игнорировать, иногда давал обтекаемые и забавные ответы.
Беларусь готова совместно с Канадой разработать «общепризнанные стандарты проведения выборов», заявил он, отвечая представительнице Канады по поводу соблюдения стандартов проведения выборов. Похоже, до этих мифических пор правительство Беларуси проводить свободные и справедливые выборы не собирается.
Михаил Хвостов отказался признавать существование международных стандартов в области проведения выборов. Публикаций Международного института демократии и электоральной поддержки (например, издание «Международные электоральные стандарты») и БДИПЧ ОБСЕ (например, «Существующие обязательства по проведению демократических выборов в государствах-участниках ОБСЕ») как бы и не существует.
На вопрос представителя Нидерландов Роберта-Яна Сиебена о следовании рекомендациям ПАСЕ по раскрытию случаев насильственных исчезновений политиков г-н Хвостов ответил, что Беларусь членом Совета Европы не является. Мол, как только войдет в Совет Европы, то будет стараться выполнять указанные рекомендации. Неясно, как отсутствие членства в той или иной международной организации снимает с государства обязательства по безопасности жизни граждан и проведению эффективных расследований случаев их смерти.
Совет по правам человека — еще одно отсутствие членства
Располагающийся в Женеве Совет по правам человека — правозащитное учреждение в системе ООН, основанное в 2006 г. и сменившее Комиссию по правам человека. 47 государств-членов Совета периодически избираются в соответствии с географическим принципом.
Резолюция о создании Совета по правам человека гласит, что его члены должны «поддерживать самые высокие стандарты» в этой области и «в полной мере» сотрудничать с Советом. Поскольку ни то ни другое к Беларуси не относится, страна не была избрана в Совет три года назад.
В 2007 г. Беларусь наряду со Словенией претендовала на членство в Совете ООН от Восточной Европы. В результате совместных действий национальных и международных правозащитных организаций, в последний момент на голосование была также выставлена кандидатура Боснии, которую и избрали в Совет вместо Беларуси.
Директор по глобальным проблемам авторитетной организации Human Rights Watch Пегги Хиггс тогда заявила: «В Беларуси сложилась вопиющая ситуация с правами человека. Избрание этой страны в состав высшего правозащитного органа ООН привело бы к подрыву его способности отстаивать стандарты прав человека по всему миру».
Директор Международной хельсинской федерации по правам человека Аарон Родс заметил, что избрание Беларуси в Совет отрицательно сыграло бы на доверие к этому органу ООН и потопило бы его серьезные усилия в сфере защиты прав человека.
Как работает Универсальный периодический отчет
Универсальный периодический отчет (УПО) под эгидой Совета ООН по правам человекам предоставляет странам возможность представить проведенную работу по улучшению ситуации с правами человека и исполнения своих обязательств в этой сфере. УПО призван обеспечить оценку ситуации с правами человека во всех 192 членах ООН на равных условиях, поправить способность государств разрешать проблемы с правами человека и делиться своим опытом в этой сфере.
УПО был учрежден одновременно с созданием Совета ООН по правам человека в 2006 году. Проходившая 3–14 мая 2010 г. сессия УПО стала восьмой по счету. На ней, наряду с Беларусью, рассматривались отчеты по Кыргызстану, Кирибати, Лесото, Испании, Швеции и другим странам мира.
Свое видение ситуации с правами человека в стране правительство Беларуси представило Совету ООН еще в феврале. 23-страничный документ по большей части описывает социально-экономические достижения; ситуация с обеспечением гражданских и политических прав проигнорирована. Словосочетание «политические права» в национальном докладе встречается лишь в названии Международного пакта по гражданским и политическим правам.
Иностранные правительства могли заранее представить белорусской стороне письменные вопросы. Этой возможностью воспользовались 14 демократических государств и ни одно авторитарное. Вопросы белорусской стороне касались следующих сфер:
• Смертная казнь
• Борьба с пытками и бесчеловечным обращением
• Право на свободу слова и выражения
• Свобода ассоциаций и мирных собраний
• Мандат Спецдокладчиков ООН
• Положение правозащитников, политических активистов, журналистов
• Борьба с торговлей людьми
• Учреждение национального института по правам человека
• Права женщин и борьба с насилием против женщин
• Политическое участие граждан
• Насильственные исчезновения людей
• Свобода СМИ
• Права национальных меньшинств
Над составлением отчета и рекомендаций по каждой из стране работают так называемые «тройки» — группы из трех стран Совета ООН, выбираемых путем жеребьевки. Докладчиками по Беларуси судьба определила Норвегию, Сенегал и Филлиппины. Расклад, в общем, неплохой: Норвегия — один из мировых лидеров в сфере защиты прав человека, Сенегал — уникальный пример либеральной демократии в стране с преимущественно мусульманским населением, Филиппины — демократия в стадии создания. Для сравнения, все ответственные за отчет по Турции — жесткие авторитарные режимы (Куба, Саудовская Аравия, Ангола).
На протяжении двух недель в представленный 15 мая отчет могут быть внесены редакторские правки. Впоследствии отчет утверждается на пленарной сессии Совета ООН. В ходе сессии государство отвечает на вопросы и комментирует представленные рекомендации. Через четыре года, во время следующего раунда УПО, страна должна предоставить информацию о прогрессе в исполнении рекомендаций.
Хотя в Рабочую группу УПО входят только 47 стран-членов Совета ООН, в 3-часовом диалоге-обсуждении национального отчета участвовать могут все без исключения страны ООН. Этим правом не преминули воспользоваться многочисленные авторитарные собратья.
Неразрешенная Дихотомия: диктатуры vs демократии
Более 20 диктатур взяли слово в обсуждении отчета по Беларуси. Куба, Ливия, Бахрейн, Судан, Джибути и прочие друзья по духу восхищались «детальным и прозрачным докладом» белорусского правительства и его «искренними усилиями в сфере прав человека». Они хвалили белорусский опыт борьбы с торговлей людьми, бравировали цитатами о невероятных достижениях Беларуси в сфере обеспечения социальных, экономических и культурных прав. Интереса к альтернативному докладу, подготовленному специалистами ряда белорусских НГО, представители авторитарных режимов явно не проявляли.
Некоторые представители стран «третьего пути» даже не утруждали себя составлением оригинальной речи и подчистую цитировали пропагандистские штампы доклада правительства Беларуси.
Так, в полном согласии с правительственным докладом представительница Сирии заявила, что уникальный подход Беларуси к правам человека «в своей сущности состоит в поиске разумного компромисса между реализацией индивидуальных прав, принятием во внимание общественных интересов и поддержанием баланса в процессе поощрения и защиты различных категорий прав человека». И далее точь-в-точь с официальным текстом госпожа Рания Аль-Рифаль повторила, что «с момента достижения независимости Беларусь преобразовалась в демократическое государство, которое основывается на верховенстве права и социальной справедливости».
Слащавые выступления перемежевывались с реальной критикой демократическими правительствами и их неудобными рекомендациями белорусской стороне. Так, представительница Канады заявила о крайней озабоченности продолжающимся ухудшением прав человека в Беларуси. И рекомендовала, среди прочего, обеспечить свободное участие партий в политическом процессе, устранить препятствия для легитимной критики правительственной политики журналистами, реально защитить права граждан на свободу ассоциаций и предпринять меры по равенству женщин.
Подобные баталии с разделительной границей между диктатурами и демократиями в органах ООН — почти традиция. Сетуя на «дефицит доверия» к Комиссии ООН по правам человека, бывший Генсек ООН Кофи Аннан способствовал учреждению Совета ООН, возлагая на него большие надежды. Но и авторитет последнего заметно снизился в последние годы. Дело в том, что большая часть резолюций Совета ООН касается Израиля. Выходит, действия израильского правительства у Совета вызывают большую озабоченность, нежели, скажем, продолжающийся геноцид в Судане, резня в Мьянме, судьба сотен политических заключенных на Кубе, либо массовое ущемление политических и гражданских прав в Китае и Зимбабве.
Вышеописанный случай недопущения Беларуси в Совет ООН благодаря напору международной правозащитной общественности является скорей исключением, нежели практикой. Подобное случалось только лишь с Ираном, Шри Ланкой и Азербайджаном. В настоящее время в этом органе ООН представлены такие страны с долгим списком нарушений прав человека, как Китай, Куба, Египет, Россия, Саудовская Аравия, Бахрейн, Джибути, Ангола. А 13 мая большинство стран ООН проголосовало за включение в Совет ООН Ливии.
Распределение географических квот в Совете ООН — не на стороне демократий. 26 мест из 47 автоматически предоставляются африканским и азиатским странам, в то время как Западная Европа и Северная Америка представлены 7 странами.
Для лучшей демонстрации разделительной линии между демократиями и авторитаризмами в Совете ООН на примере отчета по Беларуси следующая таблица представляет рекомендации 6 демократий и диктатур (по три), представители которых взяли слово на сессии 12 мая.
Про наплевательское отношение Беларуси к подписанным международным конвенциям и игнорирование рекомендаций Спецдокладчиков ООН широкой общественности известно немного. Что действительно любят повторять представители белорусской власти, так это мантру «Беларусь — государство-основатель ООН».
В 2004 году Комиссия ООН по правам человека — предшественник Совета ООН по правам человека — назначила румынского специалиста Адриана Северина Специальным докладчиком по правам человека в Беларуси. За все время исполнения Спецдокладчиком своих обязанностей белорусское правительство так и не впустило его в страну и категорически отказывалось с ним сотрудничать. Оно также не учло ни одной из предложенных Спецдоклачиком рекомендаций.
В своем докладе Адриан Северин постоянно информировал правительство Беларуси обо всех своих выводах и просил дать им официальную оценку. Он также четко заявлял, что молчание будет истолковываться как подтверждение их правильности. «Отсутствие всякой реакции подразумевает, что правительство Беларуси признает содержащиеся в докладе факты», говорилось в документе.
Спецдокладчик заключил, что Беларусь не выполняет свои обязанности по рацифицированным догоровам, а механизмы защиты прав человека в Беларуси остаются слабыми. «На практике политическая система Беларуси несовместима с концепцией прав человека, закрепленной в Уставе и международных договорах о правах человека, стороной которых Беларусь остается», — прямо отмечается в докладе 2006 г.
Беларусь и ее авторитарные союзники дружно выступили за упразднение мандата Спецдокладчика на сессии Совета ООН в июне 2007 г. Тогда в своем блистательном выступлении Адриан Северин разоблачил ситуацию с правами человека в стране и представил ряд конкретных рекомендаций по ее улучшению. Представители Беларуси, ошарашенные презентацией Спецдокладчика, начали упражняться в категории «самое унизительное именование деятельности Спецдокладчика». Так, Представитель Беларуси в ООН Сергей Алейник назвал мандат Спецдокладчика «очевидным примером порочной практики», а пресс-секретать МИД — «рудиментом скомпрометировавшей себя Комисии по правам человека ООН».
Правительство Беларуси также отказывается сотрудничать с рядом других Специальных докладчиков ООН: по вопросу о пытках (запросы на посещение страны отправлялись в 2005 и 2007 гг.), по праву на свободу выражения (2003 и 2006 гг.), по правозащитникам (2002 и 2004 гг.).
Рекомендации, вынесенные другими специальными процедурами (например, Рабочей группой по произвольным задержаниям) и договорными органами игнорируются. Так, Беларусь закрывает глаза на решения Комитета по правам человека, исполнять которые — политическая и моральная обязанность государств. Комитет по правам человека ООН представляет собой коллегию независимых экспертов, которые проводят мониторинг исполнения Международного пакта о гражданских и политических правах.
В марте 2010 г. Беларусь позволила себе нарушить свои международные обязательства самым радикальным образом. Два приговоренных к смертной казни человека были казнены, не дожидаясь рассмотрения их жалоб Комитетом по правам человека. Подобный случай иначе как оскорблением органа ООН и вызовом международной общественности назвать сложно. Министр МВД Анатолий Кулешов скандально признался: «Я не живу по законам ООН. Я живу по законам своей страны». Изощренные методы «государства-основателя ООН» практикуются и далее.