В своем послании народу и парламенту А. Лукашенко потребовал у правительства заняться добычей сланцевого газа. Насколько это вероятно в Беларуси?

Елена Ракова. Лукашенко требует от правительства и академии наук республики начать поиск сланцевого газ. «Мы с премьер-министром недавно обсуждали вопрос о сланцевом природном газе. Вы его достали с Мясниковичем?», — спросил Лукашенко, обращаясь к премьер-министру Сергею Сидорскому, и тут же констатировал: «Не достали». «А недавно европейцы заявили, что с помощью сланцевого природного газа на треть в ближайшее время сократят поставки газа из России», — подчеркнул осведомленный Александр Григорьевич. «Почему мы сидим? Если мы можем и это — давайте на этом направлении сконцентрируем денежные средства. Это же небольшие деньги, мы ведь умеем бурить, рубить, доставать».

Сланцевый или нетрадиционный газ — новая тема для обсуждения среди специалистов-энергетиков. Новые технологии его добычи в США могут полностью переформатировать весь мировой рынок традиционного газа, существенно сбив цены. В проигрыше рискуют остаться как Россия, у которой высокая себестоимость добычи газа еще более увеличивается за счет амбициозных дорогостоящих планов по строительству ряда трубопроводов (на фоне принципиального желания европейских потребителей снизить свою зависимость от России), так и Катар, сделавший ставку на строительство мощностей по сжижению природного газа. В плюсе уже оказались американские потребители, для которых газ подешевел и страна в целом, превратившись из нетто-импортера в экспортера газа. Дешевеет газ и на европейском рынке, поскольку именно на европейский рынок направляется весь невостребованный в США сжиженный газ.

В этой связи о сланцевом газе заговорили не только специалисты, но и политики, мечтающие разом решить энергетические проблемы своих стран. Польша и ряд других стран–соседей уже заявили о желании добывать сланцевый газ. Не исключение и Беларусь.

Однако, хотя сланцевый газ можно найти повсюду, не везде его добыча так выгодна, как в США. Необходимо производить бурение тысяч скважин на больших площадях. В Европе с ее высокой плотностью населения и относительно большими глубинами залегания сланцевого газа (до 3-4 тыс. метров) сделать это проблематично. Существуют и экологические риски, связанные с применяемой технологией, использующей большие количества воды и химикатов.

Но основное ограничение в добыче этого газа для таких стран как Польша, Литва, Латвия, Украина (и Беларусь) лежит в области получения необходимых технологий и бурильного оборудования. По прогнозам специалистов, такими мощностями наши страны не будут располагать, как минимум, ближайшие пять лет. Поэтому белорусский президент осведомлен поверхностно, поскольку добыча сланцевого газа — это новейшие технологии, и непросто большие, а очень большие деньги. Их в стране нет, и не будет; не придут к нам и инвесторы с технологиями XXI века. Поэтому проблему энергетической безопасности нужно решать, укрепляя прежде всего финансовую независимость и платежеспособность страны.