? Временное правительство Киргизии лишило неприкосновенности бывшего президента страны Курманбека Бакиева. Как в связи с этим могут развиваться события, в первую очередь, для Беларуси?
Андрей Федоров. Действительно, Бакиеву предъявлены обвинения по статьям «массовое убийство» и «злоупотребление должностными полномочиями». Против сыновей и брата экс-президента уголовные дела «о применении огнестрельного оружия и убийстве двух или нескольких лиц, совершенных общеопасным способом» были возбуждены вскоре после событий 7 апреля. Все они объявлены в розыск, который, впрочем, результатов пока не дал.
Надо сказать, что новые власти энергично взялись за работу в этом направлении. Были арестованы бывший глава министерства обороны и экс-министр энергетики. А в Москве при непосредственном участии ФСБ задержан и экстрадирован в Бишкек бывший министр внутренних дел.
Заместитель председателя временного правительства Азимбек Бекназаров заявил, что, согласно международным конвенциям, Беларусь должна последовать этому примеру и выдать Бакиева.
Честно говоря, после всех высказываний на эту тему, сделанных белорусскими властями, подобный шаг представляется крайне маловероятным. Однако это ставит их в трудное положение.
Во-первых, появляются все новые сведения о, мягко говоря, не очень скромном образе жизни бывшего киргизского лидера. Так, по сообщению Генеральной прокуратуры страны, в ходе осмотра следователями сельского дома, принадлежащего Бакиеву, там были обнаружены «различные дикие звери и птицы, подпадающие в Красную книгу, в том числе два медвежонка, африканский страус, два тянь-шаньских снежных барса, три косули, беркут тянь-шаньский, два сокола, четыре африканских павлина, австрийские белые и черные лебеди».
Можно, конечно, допустить, что новые власти искажают действительность, пытаясь таким образом сформировать негативное представление об экс-президенте. Однако если такого рода информация подтвердится, его защитники будут выглядеть не лучшим образом.
Но и в противном случае проблем не избежать. Например, как официальному Минску следует теперь вести себя на саммитах структур, существующих на постсоветском пространстве — СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ? Ведь большинство остальных лидеров СНГ предпочло не вмешиваться, хотя молчание глав центральноазиатских республик едва ли означает их согласие с Москвой. Скорее, наоборот, представляется более вероятным, что Каримов, Рахмон и Бердымухамедов в оценке поведения Кремля согласны, скорее, с белорусским коллегой. Однако они благоразумно предпочли держать свои соображения при себе, а узбекский лидер вообще поспешил в Кремль, дабы засвидетельствовать там свое почтение. Поэтому как-то слабо верится, что положение дел вернется на круги своя.
Но тогда у белорусского руководства, в конечном счете, останется лишь два варианта действий: либо хлопнуть дверью, либо примириться с произошедшим. К сожалению, оба сопряжены с неизбежными потерями: в одном случае в большей степени с материальными, в другом — с моральными.