Вслед за намерением создать Национальное агентство по инвестициям и приватизации, анонсировано создание еще одного института — Специализированного финансового агентства, которое должно взять на себя функцию по финансированию госпрограмм. Позволит ли это повысить инвестиционную привлекательность белорусских банков? Как Вы оцениваете перспективы создания агентства?
Александр Муха. На мой взгляд, создание Специализированного финансового агентства развития следует оценивать положительно, поскольку это позволит повысить степень коммерческой ориентации государственных банков. Очистка балансов госбанков (в первую очередь, Белагропромбанка и Беларусбанка) путем передачи льготных кредитов (по финансированию госпрограмм) новому агентству улучшит показатели ликвидности и достаточности капитала этих банков и в целом сделает их более привлекательными для иностранных инвесторов.
Таким образом, с учетом этого можно ожидать дальнейшей приватизации госбанков. В частности, в ближайшие месяцы ожидается продажа стратегическому иностранному инвестору контрольного пакета акций Белинвестбанка (правительство оценивает стоимость банка в USD 530 млн). Что касается Беларусбанка и Белагропромбанка, то здесь в среднесрочной перспективе более вероятным выглядит первичное размещение акций (IPO) на зарубежных фондовых площадках или продажа миноритарных пакетов (10-15% акций) стратегическим инвесторам.
Разумеется, улучшение структуры балансов госбанков за счет выведения проблемных активов в СФА позволит повысить их потенциальную рыночную капитализацию, тем более что в последние месяцы стоимость активов на мировых фондовых площадках продолжает расти.
В свою очередь, приток прямых иностранных инвестиций в банковскую систему Беларуси позволит повысить конкурентоспособность и капитализацию белорусских банков, не создавая при этом дополнительной нагрузки на госбюджет.
Создание агентства обеспечит структурную перестройку банковского сектора, повышение эффективности распределения банковским сектором финансовых потоков и одновременно снижение основных рисков банковского сектора (кредитный риск и риск ликвидности), увеличение степени защиты интересов вкладчиков и кредиторов банков.
Кроме того, в качестве положительного момента можно выделить ожидаемое снижение процентных ставок по кредитам для частного сектора, поскольку сейчас госбанки стараются «отбивать» низкие процентные ставки по льготным кредитам за счет повышения ставок по кредитам, выдаваемым на общих основаниях. В такой ситуации, вероятно, снизят свои ставки и частные банки. Интересно, что СФА при необходимости сможет выкупать проблемные активы и у частных банков.
Агентство примет существующие кредиты по финансированию госпрограмм и возьмет на себя роль, которую сейчас играют банки в финансировании госпрограмм. Первоначально функции агентства будут ограничены управлением всеми уже выданными кредитами, но с начала 2011 г. агентство приступит к распределению всех новых кредитов по государственным программам, и чистое кредитование будет указываться в бюджете над чертой.
В связи с созданием СФА правительство и Нацбанк также рассмотрят вопрос о конверсии поддержки ликвидности госбанков на нерыночных условиях со стороны центрального банка в государственные облигации.
Вместе с тем, можно предположить, что в условиях ограниченности доходов бюджета возможности нового агентства по кредитованию госпрограмм также сужаются. Более того, в текущей ситуации власти страны взяли на себя обязательства перед МВФ по ужесточению кредитования в рамках госпрограмм. В частности, в 2010 г. кредитование госпрограмм будет дополнительно сокращено на 1 трлн. руб. (0,7% ВВП, или 1,5% общего объема выданных кредитов на конец 2009 г.). Это позволит уменьшить долю кредитов в рамках госпрограмм в общем объеме требований к экономике с 46,2% на конец 2009 г. до 43,5% к концу 2010 г.
В целом, очевидно, что сегодня настало время более пристально изучить эффективность и целесообразность реализации тех или иных госпрограмм, равно как и государственных расходов в целом.
Остается надеяться, что создание СФА позволит повысить избирательность, адресность, эффективность финансирования государственных проектов в отраслях реального сектора, увеличить конкуренцию во всех секторах экономики и, как следствие, стимулировать инновации. Устранение квазибюджетного финансирования обеспечит и более высокую прозрачность статистической информации в частности и работы экономики в целом.
Так как агентство будет концентрировать свои усилия только на финансировании приоритетных госпрограмм, возможные негативные последствия реализации проектов не отразятся на других аспектах деятельности данного учреждения ввиду их отсутствия. Поскольку лицензионные полномочия СФА не включают осуществление расчетного и кассового обслуживания, привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады, валютно-обменные операции и др.
Основная деятельность специализированного агентства связана с такими операциями, как кредитование, выпуск (эмиссия) ценных бумаг, финансирование под уступку денежного требования (факторинг), выдача банковских гарантий, консультационные и информационные услуги.
Таким образом, в конечном счете банковский сектор страны будет в гораздо меньшей степени подвержен угрозам заражения и формирования системной неустойчивости и в нормальном режиме будет выполнять возложенные на него функции аккумулирования, эффективного перераспределения средств, а также осуществления расчетов.