После «глубокого глобального спада» экономический рост снова «стал позитивным», но «оздоровление, как ожидается, будет медленным». На такой оптимистической ноте открывается новый прогнозно-аналитический доклад МВФ о состоянии и ближайших перспективах мировой экономики. По уточненным данным, в мире в целом в нынешнем году теперь ожидается спад на 1,1%, а в будущем — рост на 3,1%. Оба показателя серьезно пересмотрены в сторону улучшения (на 0,3% и 0,6% соответственно) в сравнении с предыдущими, июльскими оценками. Презентация доклада, подготовленного к очередному годовому собранию руководящих органов МВФ и Всемирного банка, состоялась 1 октября в Стамбуле. В отчете отмечается, что Франция, Германия и Япония уже вышли из периода рецессии благодаря согласованным действиям правительств и центробанков. МВФ также считает, что экономика США к концу текущего года начнет расти, до 1,5% в 2010 г, однако тяжелые условия кредитования потребителей и предприятий снизят темпы восстановления американской экономической системы в целом. И это уже далеко не единичное сообщение.

При этом Азиатский регион гораздо лучше справился с последствиями мирового финансового кризиса, чем можно было ожидать, и в настоящее время переживает экономический подъем, благодаря предпринятым властями масштабным антикризисным программам, заявил во вторник Азиатский банк развития (АБР). АБР повысил прогноз роста развивающихся азиатских экономик на 2009 год до 3,9% с предсказанных в марте 3,4%. В 2010 году банк ожидает 6,4-процентного роста вместо заявленных ранее 6,0%. При этом банк предупредил, что ввиду неустойчивого характера подъема властям не следует преждевременно отказываться от мер стимулирования экономики. Согласно прогнозу АБР, рост ВВП Китая в 2009 году составит 8,2% против предсказанных в марте 7,0%. В 2010 году китайская экономика должна вырасти на 8,9 процента.

Таким образом, можно констатировать, что мировой кризис или как минимум его первая волна подходит к концу. Соответственно на смену антикризисным программам на первый план выдвигаются программы посткризисные, а также действия по безболезненному выходу из антикризисных мер. Ведь выход из кризиса не менее важная процедура, чем проведение активных и адекватных мер в его ходе. Неправильные действия в процессе выхода из кризиса могут привести к «рецидиву». И уже 1 октября министры финансов еврозоны обсудили пути выхода из антикризисных мер, которые были введены в период нынешнего экономического спада, чтобы избежать последствий новой рецессии. Правда, во мнениях по вопросу о том, когда необходимо начинать отмену финансовых мер поддержки экономики они пока разошлись. Некоторые готовы принять за точку отсчета 2011 год, а другие не хотят назначать сроки сейчас. Еврокомиссия заявила, что большинство стран Евросоюза должны начать сокращение своих раздувшихся дефицитов бюджета с 2011 года, чтобы не допустить выход задолженности из-под контроля. Государственные бюджеты в 27 странах блока чрезмерно растянуты в результате того, что правительствам пришлось потратить миллиарды евро, чтобы смягчить влияние худшего глобального спада со Второй мировой войны. Председатель Еврогруппы Жан-Клод Юнкер поддержал 2011 год в качестве даты начала сокращения дефицитов, выступая во вторник перед Европарламентом, и министр финансов Бельгии Дидье Рейндер поддержал его в четверг. «С начала 2011 года настанет время добиваться сбалансированных бюджетов», — сказал Рейндер журналистам перед заседанием министров. Однако дипломаты ЕС говорят, что Великобритания, Франция, Италия, Греция, Испания и Португалия не хотят назначать никаких дат на данном этапе, хотя и согласны с тем, что упорядочение бюджетов необходимо.

В то же время практические действия по выходу из антикризисных мер уже проводятся некоторыми государствами. Например, правительство Франции в проекте бюджета сократило объемы поддержки автомобильной промышленности, в рамках которой предыдущие 21 месяц действовала программа выплаты премии за утилизацию старых авто. Если парламентарии одобрят сокращение ряда бюджетных статей, то уже с 1 января размер субсидии на покупку нового авто сократится до 700 евро, а с 1 июля — 500. Поэтапное сокращение размера субсидий планируется продолжить до конца будущего года. На весь 2010 год правительство запланировало 240 млн евро на выплату субсидий автовладельцам. Благодаря этим премиям, число проданных новых автомобилей например, в ФРГ было доведено до 3,6 млн штук. Однако в настоящее время дальнейшая реализации программы находится под вопросом, поскольку средства, выделенные правительством Германии на выплату премий, подошли к концу. В целом же, «утилизационные премии» пока действуют в 12 странах Евросоюза.

На первый взгляд нам несколько проще. Поскольку последовательных антикризисных мер не проводилось, то теперь, когда мировая экономика начинает выходить из кризиса и правительства разрабатывают и начинают проводить мероприятия по выходу из антикризисных мер, нам вроде бы и делать ничего не надо. Но это не совсем так. У нас есть и свои проблемы. Разберем, хотя бы тезисно, пару из них. Ну, например, такие:

— потеря рынков сбыта;
— закредитованность экономики.

Потеря рынков сбыта

Похоже, наше руководство так не считает, но на самом деле потерянные рынки сбыта не вернуться автоматически. Даже за возврат объемов продаж на докризисный уровень придется побороться, не говоря уже о наращивании продаж. Возьмем для примера основной для нас рынок сбыта — российский.

Во-первых, хотя рынки и начали восстанавливаться, но это процесс не одного дня и даже года. Экономика России выйдет на докризисный уровень в третьем квартале 2012 года. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил главный экономист Всемирного банка по России Желько Богетич. Темпы роста ВВП страны в 2011–2012 гг составит около 3,5%. 23 сентября 2009 г правительство России одобрило уточненный макроэкономический прогноз развития страны на 2010–2012 гг. В частности, документ предусматривает рост ВВП страны на 1,6% в 2010 г, на 3% — в 2011-м и на 4,3% — в 2012-м. Следует отметить, что средний показатель роста экономики страны в 2011–2012 гг не сильно отличается от прогноза Всемирного банка и составляет 3,65%. Согласно одобренному прогнозу, экономика России выйдет на уровень роста, аналогичный 2008 году, в 2012 году. Таким образом, даже если бы структура спроса на российском рынке не менялась, то и в этом случае полное восстановление наших позиций на нем заняло бы 2-3 года. А их еще надо пережить.

Во-вторых, некоторые факты показывают, что восстановление продаж наших товаров в Россию столкнется с жесткой конкуренцией. Вот пару примеров. Немецкий автоконцерн Daimler подписал с российским производителем грузовиков КамАЗ протокол о намерениях, предполагающий создание совместного предприятия по производству в России грузовиков Mercedes-Benz, сообщил Рейтер представитель КамАЗа Олег Афанасьев. «Сначала сборка, потом, возможно, и полный цикл», — сказал он, добавив, что речь идет о сборке немецких грузовиков на площадях КамАЗа. Подписать окончательное соглашение планируется в течение нескольких месяцев, предполагается, что КамАЗ и Daimler получат в СП равные доли, рассказал Рейтер источник на КамАЗе. Объем производства, по словам Афанасьева, будет определен после подписания соглашения о создании совместного предприятия. Предполагается, что проектная мощность этого производства составит 10.000 автомобилей в год, на этот объем планируется выйти в течение нескольких лет, сказал источник на КамАЗе. Это «братский привет» нашему МАЗу. Чтобы восстановить продажи ему придется выдержать конкуренцию фактически не с КАМАЗом, а с Mercedes-Benz, причем не просто с Mercedes-Benz, а с Mercedes-Benz, который пользуется всеми льготами внутрироссийского производителя. Насколько МАЗ подготовился к такой конкуренции?

Корейский производитель электроники Samsung сможет беспошлинно экспортировать телевизоры, произведенные на своем заводе в Калужской области в десять стран СНГ. Право не платить импортные пошлины в этих стран Samsung дает полученный компанией сертификат СТ-1 (определяет степень локализации производства). «Из Росси мы пока планируем поставлять телевизоры в Украину, Белоруссию и Казахстан, то есть на самые привлекательные рынки СНГ. К примеру, если при ввозе телевизора в Белоруссию пошлина составляет 40% (на Украине — 28%, Казахстане 25%), то с сертификатом СТ-1 — 0%», — рассказал Марат Ракаев. Представитель РАТЭК Антон Гуськов называет рынки Белоруссии, Украины и Казахстана «небольшими, но перспективными». «К тому же в последних двух странах работает сеть по торговле электроникой „Эльдорадо“, что может помочь в освоении этих рынков», — считает Гуськов. А это уже «привет» «Горизонту» с «Витязем». Причем, как мне кажется, им придется скорее бороться за внутренний рынок, а о российском можно забыть, во всяком случае, о масштабной экспансии на российский рынок. Или руководство «Горизонта» и «Витязя» хорошо подготовилось к конкурентной борьбе с Samsung, причем к борьбе на равных, а не с 40% привилегией?

Россия планирует к 2012 году уменьшить долю импорта в мясных ресурсах на внутреннем рынке до 18%, сократив импорт мяса по сравнению с 2008 годом почти в два раза, сообщила глава Минсельхоза РФ Елена Скрынник. По ее словам, за первое полугодие 2009 г импорт мяса сократился почти на 30% и, по прогнозу Минсельхоза, до конца 2009 г доля импорта мяса снизится до 25% по сравнению с 32% в 2008 году. «Главная задача, которую мы ставим перед отраслью — компенсировать за счет собственного производства уменьшение доли импорта в мясных ресурсах на внутреннем рынке».

Примеры могу и продолжать, но, по-моему, и так ясно: Россия не очень то жаждет возвращать на свои рынки чужие товары, даже после выхода из рецессии. Скорее думает о развитии производства высококонкурентных товаров на своей территории и о проникновении с ними на рынки сопредельных государств. Так что не к автоматическому росту спроса надо готовиться, а усилению конкурентной борьбы, причем даже и на собственном рынке.

Итого можно сделать вывод, что автоматически спрос на нашу продукцию не восстановится, несмотря на начало выхода российской экономики из кризиса. Даже если бы соотношение сил и не менялось, то это восстановление заняло бы не один год. Кроме того, как показывают вышеприведенные примеры, россияне планируют восстанавливать спрос не обязательно за счет белорусских телевизоров, грузовиков, мяса и так далее. Значит, чтобы продать, нам придется выдержать жесткую конкуренцию с не только с российскими производителями, но и с «грандами» мировой экономики. Готовы ли мы к этой конкуренции? Пока не буду ничего говорить, хотя мнение о конкурентоспособности наших товаров естественно имею, пусть лучше выскажется руководство МАЗа, «Горизонта» и прочих. Интересно же, как они подготовились к работе на посткризисных рынках.

Остается, правда, вариант проникновения на прочие рынки, но надо иметь в виду, что Samsung, Mercedes-Benz и прочие присутствуют и там, так что автоматом и там ничего не произойдет.

Закредитованность

Даже на «западе» закредитованность «субъектов хозяйствования» вызывает озабоченность, несмотря на начало выхода экономики из рецессии. Экономический кризис обойдется мировой экономике в 3,4 трлн долларов, обновил свой прогноз МВФ. Ранее фонд оценивал потери в 4 трлн долларов. Но банковскому сектору еще предстоит в ближайшие два года списать 1,5 трлн долларов — на 200 млрд долларов больше, чем в первой половине 2009 года, пишет газета «Ведомости». Пик дефолтов корпораций и домохозяйств МВФ обещает в конце 2009 — начале 2010 года. Безработица подстегнет рост дефолтов в портфеле потребкредитов, отмечает фонд.

Общий уровень долгов потребителей США составляет 2,5 трлн долларов. Будет ухудшаться ситуация и с государственными и муниципальными финансами, отмечает Джон Чамберс из Standard & Poor\\`s: уровень госдолгов развивающихся рынков вырастет более чем на 5% к 2011 году. Уровень их внешних долгов остается пока управляемым, считает Чамберс. Корпорациям потребуется рефинансировать валютные долги размером в 400 млрд долларов в ближайшие два года, подсчитал МВФ. В Европе МВФ ожидает ухудшения ситуации в банковской сфере, поскольку 75% кредитов приходится на малые и средние предприятия. Уровень корпоративных дефолтов в США существенно выше, чем в Европе: 11,5% против 4,6%. Но слабые экономические показатели европейских компаний могут сократить этот разрыв, считают в фонде. Просрочка платежей особенно быстрыми темпами может увеличиться в Великобритании, Ирландии и Греции. Риски для Европы растут из-за менее активного процесса урегулирования задолженности: к настоящему моменту американские банки списали уже 60% долгов, в то время как европейские — всего 40%. И это в гораздо более богатых, чем мы, и к тому же начавших оправляться от первой волны кризиса регионах.

Конечно, и мы можем списать долги предприятиям, как это уже делалось неоднократно, но тут есть существенная разница. «Они» списывают внутренние долги, а внешние долги в одностороннем порядке не спишешь. Да и не всегда списание долгов помогает восстановить производство. Вот один пример. Минский тракторный завод должен ММЗ около 30 млрд. рублей, сообщает АФН. И рабочие моторного завода по этому поводу даже провели акцию — заблокировали проходную. Однако, сотрудники КГБ в течение 15 минут навели соответствующий порядок — им без разницы, что зачищать — Октябрьскую площадь от оппозиции или проходную ММЗ от рабочих. Даже первый вице-премьер В. Семашко, приказав МТЗ вернуть ММЗ хотя бы 13 млрд. рублей, не смог ничем помочь. У МТЗ просто нет денег. Завод уже потратил на зарплату кредиты, выданные для производства техники в 1 полугодии 2010 года. Конечно, долги этих предприятий можно обнулить, но рабочие так и останутся без зарплаты, а предприятия останутся без оборотных средств. Ситуация практически не улучшится.

Между тем, на конференции «Российская промышленность — через кризис к конкурентоспособности и инновациям» председатель белорусской Республиканской ассоциации предприятий промышленности Анатолий Харлап сообщил, что из-за кризиса белорусская промышленность испытывает сильное падение производства. В 2009 году падение производства в сельскохозяйственном машиностроении составило 20%, в автомобилестроении — 40%, в станкостроении — 50%, сообщил он. Но, как отметил Харлап, несмотря на это в Беларуси не закрыто ни одно промышленное предприятие, а проблемные производства переведены на неполную рабочую неделю. Небольшой рост демонстрирует только сельское хозяйство. «У нас кризис. Происходит падение спроса и продаж. У нас отрицательное сальдо торгового баланса, — приводит Росбалт слова Харлапа. К слову, внутри страны они описывают ситуацию иначе, хорошо, что хоть за рубежом правду говорят.

Мы, правда, еще очень сильно надеемся на приход каких-то иностранных инвесторов, которые вдруг придут и спасут нашу экономику, но как мне кажется это призрачные надежды. Инвесторы пойдут в растущие экономики. Когда все падали, инвесторы находились в неопределенности и даже замешательстве. Некоторые вообще заморозили инвестиции, другие вкладывали относительно случайным образом. В такой ситуации и нам могло кое-что перепасть. Теперь, когда начинают определяться лидеры посткризисного развития, инвесторы пойдут туда, что еще более ускорит восстановление и рост лидеров. Вкладывать в «умирающих» вряд ли найдется много желающих. Это не значит, что никто не купит наше «фамильное серебро», купят, скорее всего, но инвестиционный бум мне кажется сомнительным. Инвестиционный бум ожидает те экономики, которые от антикризисных стратегий уже переходят к посткризисным и вступают в период посткризисного роста.

Таким образом, можно сделать вывод, что автоматического восстановления нашей экономики не произойдет, более того, начало выхода из кризиса прочих экономик мира, может только усугубить проблемы нашей экономики, если мы срочно не озаботимся стратегией посткризисного развития страны. Хотя конечно сделать это надо было еще «вчера».

Обсудить публикацию