? На этой неделе состоится заседание совета директоров МВФ, на котором будет рассмотрен вопрос об увеличении кредитной поддержки Беларуси в рамках программыstandbуна 1 млрд. долл. (с 2,46 млрд. долл. до 3,46 млрд. долл.). При условии утверждения советом директоров увеличенная вторая транша кредита МВФ в размере 675 млн. долл. будет выделена сразу после заседания. Какие дополнительные условия выдвигает фонд и насколько месяцев Беларуси хватит этих средств?
Александр Муха: Ожидаемое увеличение кредитной поддержки со стороны МВФ связано с тем, что в условиях мирового финансового и экономического кризиса заметно возросли потребности Беларуси во внешнем финансировании.
Так, с одной стороны, ощутимое снижение экспортных поступлений привело к падению предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. При этом импорт товаров и услуг снизился в меньшей степени, что способствует сохранению достаточного высокого спроса на валюту. Кроме того, к сожалению, сохраняется чистый спрос (т.е. спрос за минусом предложения) со стороны населения.
В результате на внутреннем валютном рынке страны образовался дисбаланс, связанный с превышением спроса на валюту над ее предложением, что, в свою очередь, оказывает давление на обменный курс белорусского рубля и золотовалютные резервы в сторону их снижения.
В этом контексте обращает на себя внимание, что за последние два месяца (апрель–май) золотовалютные резервы Беларуси в определении Специального стандарта распространения данных МВФ сократились на 717,9 млн. долл. (или на 18,2%) до 3,237 млрд. долл. на 1 июня. Это свидетельствует о том, что в текущей ситуации приток средств по счету операций с капиталом и финансовых операций уже не перекрывает дефицит текущего счета платежного баланса.
Стоит отметить, что ожидаемое поступление второй транши резервного кредита МВФ в увеличенном размере 675 млн. долл., а также заключительной транши российского госкредита в размере 500 млн. долл. позволит компенсировать эти потери. Однако возникает вопрос о том, насколько месяцев этих средств хватит для поддержания стабильной ситуации в экономике Беларуси.
К сожалению, современный период развития экономики Беларуси характеризуется хронической недостаточностью уровня золотовалютных резервов.
Для открытой экономики, такой как белорусская, состояние текущего счета платежного баланса определяет макроэкономическую ситуацию в стране. Если внешнеэкономическая конъюнктура складывается неблагоприятно, центральный банк расходует резервы для покрытия дефицита платежного дисбаланса.
Так, по методологии МВФ, достаточным является уровень резервов, который соответствует трехмесячному импорту. В Беларуси этот критерий не выполняется — золотовалютных резервов страны хватит, чтобы оплатить всего лишь 1,4 месяца импорта товаров и услуг, если по фантастическим причинам экспорт вдруг внезапно обнулится.
В результате, чтобы соответствовать критерию трехмесячного импорта золотовалютные резервы Беларуси в настоящее время должны составлять не менее 6,45 млрд. долл.
В то же время, необходимо подчеркнуть, что для стран, экспортирующих продукцию с высокой волатильностью цен (а Беларусь к ним относится), рекомендуемым критерием является не трехмесячный, а шестимесячный импорт. Его, к примеру, придерживаются Центральный банк Чили и Национальный банк Польши. В этом случае величина золотовалютных резервов Беларуси должна составлять не менее 12,9 млрд. долл, то есть в 4 раза больше текущего уровня.
Если же исходить из самого кошмарного прогноза, что Нацбанку гипотетически придется раскошелиться на оплату шестимесячного импорта, самостоятельно погасить государственный, а также краткосрочный частный внешний долг, Беларуси сегодня необходимо не менее 25,4 млрд. долл.
Хотя в последнем случае речь идет скорее о верхней (максимальной) границе оптимального диапазона золотовалютных резервов, при превышении которой изучение вопроса упирается уже в другую проблему, связанную, напротив, с перенакоплением золотовалютных резервов в ущерб развитию национальной экономики.
Остается добавить, что, по данным платежного баланса, в первом квартале 2009 г. совокупный внешний долг Беларуси возрос на 7,7% до рекордных 16,322 млрд. долл. на 1 апреля.
При этом в течение предстоящих четырех кварталов (с 1 апреля 2009 г. по 1 апреля 2010 г.) белорусским резидентам только по краткосрочным внешним заимствованиям предстоит выплатить (или рефинансировать) кредиты и займы на сумму не менее 8,194 млрд. долл. И здесь речь идет только об основном долге, то есть без учета процентов, дивидендов и других платежей в адрес нерезидентов. С учетом процентов и прочих платежей сумма выплат по краткосрочному внешнему долгу может достигнуть 9-9,5 млрд. долл.
Если же говорить о дополнительных условиях, выдвигаемых со стороны МВФ, то к ним относятся расширение валютного коридора, проведение жесткой денежно-кредитной политики, обеспечение бездефицитного бюджета (несмотря на более существенные потери доходов бюджета в связи с замедлением экономического роста), а также проведение структурных реформ.
В последнем случае речь идет об усилении программы реформ в области приватизации посредством создания нового специализированного агентства по приватизации.
На наш взгляд, расширение валютного коридора с +/-5% до +/- 10% от первоначального значения стоимости корзины валют (960 руб.) создает предпосылки для приближения реального эффективного валютного курса белорусского рубля к его равновесному значению, что позволит в определенной степени улучшить состояние платежного баланса страны за счет удешевления экспорта и удорожания импорта.
Однако в текущих условиях потенциал дальнейшего снижения реального обменного курса национальной валюты содержится, скорее, в ограничении динамики инфляционных процессов в Беларуси, а не в девальвации номинального курса.
Предприятиям реального сектора экономики предстоит искать источники повышения конкурентоспособности не в девальвации национальной валюты, а в повышении качества и инновационности выпускаемой продукции, в снижении цен на товары и услуги.
В заключение все-таки хотелось бы выразить надежду, что со временем, когда экспортные рынки и рынки капитала начнут «оживать», при условии, что экономика Беларуси начнет перестраиваться за счет развития новых производств и проектов, острота вопроса, связанного с сокращением золотовалютных резервов, вероятно, снизится и не будет представлять значительной угрозы экономическому и социальному развитию страны.