Когда в определенной фигуре политической и экономической жизни есть углы острые, то всем понятно. И все разом, вместе и по одиночке, обсуждают такие вот острые, даже очень острые углы. Взахлеб и важно. Кто как умеет.

В целом по стране это получается хорошо. Но, смею заметить, что мы начисто лишили себя возможности обсуждать углы тупые. Это не по-геометрически. Я бы сказал, в неоправданно неправильных представлениях эвклидовой геометрии. Даже в плоскостном мышлении.

Годы — наше богатство. Они подтягивают нас в интеллектуальном отношении куда-то вверх. Но не всех сразу, что некоторых обижает. По этой причине сразу и прямо открою компанию за «внедрение» в нашу могучую и успешную жизнь принципа «тупых углов».

Конечно, самый первый вопрос — а есть ли такие углы «тупой конфигурации»? Со всей научной принципиальностью надо ответить, что есть. Есть такие наши родные тупые углы. Есть и настоящие государственные люди — или по иностранному «стейтсмены» — которые их находят и находят. Ищут и находят. Успешно, что не всегда у нас, честно говоря, получается.

Но примеры есть. Обратимся к лучшим проявлениям нашей экономической прозы. Вот, для начала, такая правда. «Государство вложило в развитие консервной отрасли Br42 млрд. и получило Br 3 млрд. убытков. Сколько еще надо направить, чтобы предприятия заработали?» (Зенон Ломать, об инициативе Белгоспищепрома строительстве 12 новых консервных заводов, март 2008 года).

Да, есть белорусские апельсиновые соки. Чистые, из цитрусов, выросших на плантациях Крупок и Бешенковичей. Невидимых из космоса и незамеченных мировыми брендами. Но и цены — не наши. Мировые. Всемирно-исторические.

При 10% приросте ВВП мы стали страной-лидером по реформам. Вместе с такими же реформаторами Африки и Азии. Но: ничего страшного. Есть и более значимые перспективы. Для чего следует срезать несколько тупых углов. Внимание на это обратил сам премьер-министр. Который своих подчиненных знает хорошо. Причем не только в лицо. Эпохальные слова: «А другие? Чиновники ни черта не делают в стране по привлечению иностранных инвестиций. Никому ничего не надо, потому что есть стабильная зарплата, и они предпочитают отсиживаться… Поймите, мы не выживем без инвестиций, без новых проектов. Но нет, это тягомотина продолжается — какие-то цифры, показатели друг другу чиновники пишут» (С. Сидорский, ноябрь 2008 года).

Хлестко и метко. Так бы всегда. Да и метлой, или «мешалкой» по одному месту, как вежливо выражались профессора МГУ в лекциях о Великой Октябрьской Социалистической Революции. Абсолютно можем солидаризоваться с нашим премьером. Как никогда, даже при наличии ряда методологических разногласий по поводу «кейнсианского креста» и компаративистики предельной и средней нормы сбережений в отдельно взятой стране, скажу честно: он прав. Окончательно и бесповоротно.

Ох, и тяжело теперь быть чиновником. Это на словах, а на деле самые оплачиваемые получают в 2009 году добавку к своему трудовому номенклатурному заработку 22-23%. При ожидаемом падении производства в мире и собственной стране. Наши товары покупают на 15-20% меньше, россияне вообще на 14% снизили импорт из Беларуси. Пока в физическом объеме. Но нам и того хватит для создания новой формы белорусской рабочей силы — безработных. Наших новых белорусов.

А у тех, кто будет богаче на 22%, сгущаются тучи над головой. Уже и сам президент грозно повествует: «Надо прекратить бюрократическое издевательство над экономикой… Засилья бюрократии в данный период, когда кругом полыхает финансово-экономический кризис, быть не должно. Надо дать свободно развиваться экономике… Во-первых, надо дать возможность людям регистрировать свое предприятие, свое дело. Во-вторых, надо дать им спокойно работать, чтобы не мешали» (А.Лукашенко, декабрь 2008).

Какой демократ, или сторонник прав человека так мог бы высказаться на всю страну, на все 9 с хвостиком миллионов честных самоотверженных тружеников, детей и пенсионеров? Никогда! Никто, во-первых, им трибуны просто так не дает. И давать не будет. Во-вторых, надо помнить наше славное прошлое. А что именно?

Годы студенчества. Конспекты с Гегелем и штудирование «Теорий прибавочной стоимости», написанных практическим западным бизнесменом Фридрихом Энгельсом. Противоречия по Гегелю, и по «краткому философскому словарю». Приходим на лекцию по научному коммунизму и — нате вам. Наш «старпреп», а они появились раньше нынешних «старпоп», или «стартиви», говоря нам в глаза, поучает: «При социализме противоречия экономические и социальные разрешаются методом критики и самокритики».

Мы в ауте. Но спорить смысла нет. Преп из бывших замполитов. Человек душевный и незлобный. Пенсионер.

И все повторяется. И зачем только Пугачева поет «Жизнь невозможно повернуть назад. И время не на миг не остановишь». Не про нас песня примадонны.

И совсем приятно слышать глубоко философские высказывания человека симпатичного и полезного для белорусского правительства, министра экономики Беларуси Николая Зайченко (февраль 2008 года): «Мы должны рассматривать нашу экономику такой, какая она есть, и реформировать ее так, как она может быть изменена, и постепенно делать ее такой, какой она должна быть».

И кто только в этом сомневается? Хотя углы так и выпирают. Некстати.

Обсудить публикацию

Другие публикации автора