Как сообщило БелТА, 12 декабря погранведомства Беларуси и России подписали Постановление на охрану внешней границы Союзного государства в 2009 г. Тогда же председатель Государственного пограничного комитета Беларуси И. Рачковскийзаявил, что погранведомства Беларуси и России инициируют перед главами государств установление единого визового режима для граждан двух стран. Что стоит за инициативой пограничников? В чем состоят визовые ограничения? Принятие подобных постановлений об охране границы — это ежегодная практика? Почему?
Роман Яковлевский. В активе сотрудничества погранведомств двух стран уже значится реализованная программа обустройства внешней границы союзного государства со странами Балтии. Судя по официальной информации, с 2007 года действует очередная программа, которая должна быть выполнена в 2011 году. Следует отметить, что внутренняя граница Союза остается открытой. Укрепляются лишь его внешние рубежи.
Каждый год итоги выполнения программы фиксируются совместными постановлениями погранведомств Беларуси и России, которые в своих странах находятся в неодинаковом подчинении. В Беларуси погранведомство — самостоятельная структура и непосредственно подчиняется главе государства. А в России — директору ФСБ. В этой связи вполне возможны определенные трудности, которые могут возникать при проведении двухсторонних специальных, оперативно-розыскных мероприятий. Тем более, когда существуют различия визовых режимов двух стран. Сегодня очень трудно сказать, как реально будет реализована инициатива пограничных ведомств Беларуси и России по вопросу о переходе на единое визовое пространство.
Как я понимаю, к примеру, оно должно подразумевать и одинаковую стоимость шенгенских виз для граждан двух стран. Но этот вопрос уже решают не главы государств, к которым обратились со своей инициативой погранведомства двух стран.
Очевидно, что всемерное усиление взаимодействия погранведомств Беларуси и России в охране внешних рубежей союзного государства будет способствовать подписанию ими соглашения о реадмиссии (возвращение нелегальных мигрантов). До сих пор, позиция официального Минска заключается в том, чтобы подписать этот документ одновременно со всеми пятью странами-соседями, дабы не стать «отстойником». Но Россия пока к этому не готова.
Укрепление внешних границ Союза должно ускорить и обустройство государственной границы с Украиной. Уже более 10 лет Беларусь никак не может ратифицировать в парламенте подписанный президентами Лукашенко и Кучмой двусторонний Договор о государственной границе. Не исключено, что стремление к созданию единого визового пространства адресовано и Украине, с которой, в перспективе, может возникнуть визовый режим. Эта перспектива, безусловно, тогда коснется и Грузии, с которой у Беларуси, в отличие от России, продолжает существовать безвизовый режим. И как тогда быть Беларуси с российскими протекторатами Южной Осетией и Абхазией? Интересный вопрос. Как и о визовых ограничениях для определенных категорий граждан. Полагаю, что среди тех, кто попадется во время проведения оперативно-розыскных мероприятий, связанных с противодействием наркотрафику, незаконной транзитной миграции, торговле людьми, контрабанде, могут оказаться и оппозиционеры правящим режимам в Беларуси и России. До сих пор, как известно, белорусские оппозиционеры, которым власти не разрешают выезжать в Европу, умудрялись туда попасть через Москву, другие российские территории. Единое визовое пространство с Россией, которое нам обещают создать, такую практику призвано пресечь. А потом закрыть и украинское «окно в Европу».