По информации Интерфакс, 10 декабря Минэкономики предложило на год продлить для индивидуальных предпринимателей льготный режим ввоза товаров из Российской Федерации. БДГ приводит две версии отсрочки: власти опасаются массовых протестов предпринимателей (А. Шумченко) и стремятся избежать безработицы среди предпринимателей (А. Потупа). Какие еще причины могут быть у министерства?

Сергей Балыкин. Постоянное продление на какой-то срок для индивидуальных предпринимателей льготного режима ввоза товара из России — это наихудший сценарий и для ИП, и для власти. В такой ситуации предприниматели находятся в стоянии постоянной неопределенности, а власть демонстрирует отсутствие у нее твердой и четкой позиции. И это не либерализм, поскольку он предполагает мягкие, но четки правила игры.

В выигрыше остается только одна категория — лидеры индивидуальных предпринимателей, которые получают свои дивиденды с акций протеста. Но я не думаю, что появление проекта указа — это результат предпринимательских протестов. Дело, скорее всего, в другом. От прекращения деятельности ИП проиграют, в первую очередь, не они сами и не потребители, а владельцы рынков и торговых центров, поскольку сокращение числа ИП приведет к падению спроса на торговые площади, снижению ставки аренды и резкому сокращению доходов владельцев торговых площадей. А ведь ни для кого не секрет, что платят за торговые места, скажем так, не только безналом…

Кроме того, сам факт внесения проекта указа правительством президенту вовсе не означает, что он будет принят. Вообще появление такого проекта свидетельствует только о том, что вокруг судьбы ИП во властных кругах развернулась некоторая интрига. Одни — за продление льготного режима, другие говорят о необходимости перевода ИП на общие условия.

Тем более, неизвестно реальное наполнение этого нормативного акта.

Похоже, повторяется сценарий двухгодичной давности. В конце 2006 года уже истекал срок действия льготного порядка ввоза товаров из РФ, и тогда Минэкономики внесло предложение о его продлении. Однако результат превзошел все ожидания. Льготный режим продлили на два года, но вместе с тем фактически запретили ИП использовать наемный труд и существенно сократили перечень товаров, продавая которые ИП могут уплачивать единый налог.

Сам факт заявления Тура, появление некого проекта свидетельствует только об одном — в Минэкономики не знают, что делать с массой индивидуальных предпринимателей. На сегодняшний день нет никаких разъяснений и нормативных актов, регламентирующих деятельность рыночных торговцев с 1 января.

Хотя, надо полагать, власть поступит с предпринимателями так, как посчитает выгодным для себя, а может, в какой-то мере и страны. Попробуем понять, в чем состоит эта выгода.

Предприниматели любят пугать власти ростом безработицы и сокращением налоговых поступлений. Размер последних от индивидуальных торговцев — величина более чем незначительная. Пусть одеждой и другим подобным импортным ширпотребом торгуют 100 тыс. ИП. Пусть половина из них закроют свой бизнес, тогда при среднем размере единого налога 100 EUR потери для бюджета составят порядка 5 млн. EUR в месяц. В большой политике на такие суммы внимания не обращают.

Потеря нескольких десятков тысяч рабочих мест да еще на фоне кризиса для государства, в принципе, нежелательна. Не забудем, однако, что белорусская статистика фиксирует не реальное число безработных, а только тех, кто обратился на биржу. Очень сомнительно, что предприниматели массово отправятся за пособием, на которое не купишь и нескольких килограммов хорошей колбасы. Большинство из них найдет возможность зарабатывать на жизнь, как и прежде, без помощи государства.

Как видим, аргументы за сохранение льготных условий деятельности ИП не слишком весомы. Посмотрим теперь, какую выгоду получит государство в случае ухода части ИП с рынка.
Прежде всего, такая новость, безусловно, обрадует крупные и средние торговые предприятия, которые видят в ИП опасных конкурентов. Возможно, эти предприятия даже увеличат налоговые отчисления. Уход ИП полностью будет соответствовать и политике на ограничение валютных операций, поддержание курса белорусского рубля административными методами. К слову, из тех же соображений ограничения импорта властям выгодно не дать ИП распродать остатки, тем более что под видом таковых предприниматели смогут еще долго торговать нелегально ввезенным товаром. Если же доступ к импорту будет плотно закрыт, часть ИП, особенно в регионах, волей-неволей переключится на белорусский товар, то есть поддержит в это трудное время отечественного производителя.

Вывод: баланс «за» и «против» в пользу сохранения льгот как-то не складывается.

Обсудить публикацию

Задать вопрос эксперту