9 декабря на заседании Совмина С. Сидорский поставил перед правительством республики задачу завершить модернизацию и либерализацию экономики Беларуси до 2009 года. Откуда такая спешка и чем оправдана такая постановка задачи?
Леонид Заико.Никакой спешки нет. В этом посыле премьера скрывается весь набор теоретических и практических казусов на которых зиждется экономическая политика страны. Аналогичное заявление премьера Великобритании или Франции вызвало бы озабоченность состоянием здоровья упоминаемого политика.
Успеть к Новому году что-то «либерализовать» могут только фокусники и юмористы. Равно, как и говорить вообще на эту тему. Странно, что мы обращаем внимание на такие фразы. Срабатывает эффект кривых зеркал, когда нормальный человек видит себя «слегка» аномальным.
При показателях ВВП в 10,7% годового прироста, при увеличении покупок на внутреннем рынке на 22%, экспорта на 56% любой премьер должен вести себя как лауреат Нобелевской премии в экономике. А у нас — нездоровые формы неполноценности.
Впрочем, белорусские чиновники были и есть номенклатура, которая подстраивается под настроения своих начальников. Сказал президент, что надо делать «свободную экономику», они и будут пытаться. Как умеют.
Если раньше запускали космические корабли ко дню рождения Ленина и съездам КПСС, то сейчас к Рождеству. Или — к Новому году. С тем, чтобы «обеспечить» выполнение распоряжений по либерализации и модернизации. Хотя бы записать в постановлениях правительства. Отчитаться, что меры приняли. Но вот мировой кризис помешал. А меры приняли.
Так работает наш чиновник. По-другому не умеет и не может. Иначе, его сместит другой, более молодой и нахальный. Такие «Швондер-попперы» уже появились в органах власти. Наглые и циничные, с чугунными локтями и резиновой совестью.
А тут президент уехал на день в Москву. Православный атеист. И собравшиеся на актив хозяйственники осмелели. Проявили изобретательность и собственную оригинальную инициативу. Новые горизонты политики и экономики.
Есть и иное. Как-то, спикер парламента Беларуси Мечислав Иванович Гриб признавался мне, что бывают интересные вещи в публичной политике. Сказав иногда какую-то фразу, не придав ей значения, потом получаешь удивительный результат. Журналисты и комментаторы ее разворачивают, раскручивают, придают новые смыслы, потаенные значения. И сам автор фразы с удивлением узнает о своей оригинальности, тонкости замысла и необыкновенных политических качествах.
Так оно и есть. Не будем строги к словам наших чиновников.