Что нам повезло с кризисом, понимают все. Что с нами будет, не знает никто. Но как нам будет, а точнее не будет, знает «программа». Документ, подготовленный коллегами из правительственного исследовательского института. Учеными, которые есть, по всей видимости, суть статистического определения «научное обслуживание». Странного дефинирования удивительного феномена любого общества — знания. Знания, выведенного на уровень теоретического обобщения — науки.
Впрочем, в наших исследовательских центрах, финансирующихся из бюджета достаточно приличных и порядочных людей, которые не просто «отбывают номер», прислушиваясь к звукам, издаваемых властью. По этой причине документы, посвященные стратегическим направлениям развития страны, носят часто трогательно романтический схоластический характер.
Вот впереди кризис, как минимум до 2011–2012 года. Все это понимают. И, что? Наконец появляется программа модернизации страны. Изготовленная на самый важный случай жизни. Для выведения Беларуси на новый и более высокий уровень развития и экономики и общества. И, кто это будет делать? Чиновники? Да, по мнению авторов программы.
Нет — «по жизни». Кризис все исправит, и все поставит на свои места. В этом и заключается его очистительная сила. Кризис — это начало новой экономики. Начала новых подходов и теоретических прорывов.
Но: для того, чтобы вырваться из пут старых идей, нужен прорыв. Нужен блеск идей и теоретических новаций. И, прежде, чем выйти на новые рубежи, придется отказаться от части старых кластеров экономики. Снизить объемы ВВП, что вполне очевидно. Провести хирургическую операцию с реальными субъектами экономики страны. Избавиться, реформировать, реструктурировать. Создать новые рабочие места, вывести из оборота сотни странных предприятий.
И, что же прогнозируют наши бюджетные экономисты? Судите сами. Цитируем дословно.
«Ожидаются следующие основные результаты реализации первого этапа Программы модернизации белорусской экономики: рост ВВП, оцененный по паритету покупательской способности, в расчете на душу населения, который в 2010 г. должен достичь 13-14 тыс. долл. США (в 2007 г. — по оценке, 9,9 тыс. долл. США); доведение объема инвестиций в расчете на одного работающего в 2010 г. до 6,0-6,1 тыс. долл. США (в 2007 г. — 2,7 тыс. долл. США); увеличение вложений в исследования и разработки в расчете на одного занятого в экономике до 268$ США (в 2007 г. –97$); доведение коэффициента обновления основных средств до 4,5% (в 2007 г. — 4,1%); увеличение доли новой продукции в объеме промышленного производства до 19% (в 2007 г. — 13,8%); рост уровня инновационной активности до 25% (в 2007 г. — 17,8%); выравнивание сальдо внешней торговли товарами и услугами с сокращением дефицита до 0,7-1,3 млрд. долл. США (в 2007 г. — дефицит — 2,7 млрд. долл. США); снижение энергоемкости производства на 5% в год и материалоемкости — на 0,2-0,3% в год, рост производительности труда на 6-8% в год».
С точки зрения текстологического пространства — это неосоциалистический текст. Повторение алгоритмов советской политэкономии. А другой ведь и нет. ВВП в 130 млрд. по паритету покупательской способности будет выше нынешнего процентов на 30-40%. Надо же, самый пик кризиса — 2010 год, а мы выдадим на гора ВВП выше на 40%. За 2 года.
Дерзкий замысел экономистов НИИ ставит политиков в угол. Или загоняет в угол? Или, делает директорский корпус козлами отпущения на все случаи жизни? Это они и славный рабочий класс обязаны в период глобального падения производства и продаж наделить все население страны и иностранных потребителей новыми тракторами, колбасой и телевизорами из Беларуси.
Пир научной мысли во время экономической чумы. «Пир духа» экономической национальной мысли. Рекомендую часть фразы в кавычках произносить быстро громко и с патриотическим оттенком. Будет громко и по-нашему стильно. Не гламурно, но по-нашему. «Пир духа экономического чуда страны». Оригинальная фраза, хорошо бы работала на ТВ.
А «довести» объемы инвестиции в объемы в 2 раза выше нынешних? Когда инвестиционные товары должны стать раритетом. Этаким странным свойством глобальной экономики. Что-то похожее на поездки в Лондон для доведения наших предложений изворотливым британским денежных дел воротилам. Был бы жив биржевой брокер Давид Риккардо, он, возможно, нам и помог. А то все с Марксом пытаемся сделать чудо. Экономическое и свое человеческое.
Конечно, такие программы нужны для понимания психического состояния страны. Когнитивного диссонанса общества и его отдельных частей. Можно вообще не обращать внимания на такие документы, но они денег стоят.
Проще отмахнуться от документов подправительственного уровня. Понимая, что в пианиста стрелять не надо. Он играет, как умеет. И никто в них не стреляет в наших экономических пианистов. Хотя экономистов учат в университетах. Ставят им и 5 и 8. критикуют лекции, программы курсов. Профессора стараются. А для чего? Недавно, по случаю в одном из самоважных экономических вузов посмотрел расписание учебных занятий. Фамилии были до боли знакомые. Дети и внуки моих преподавателей. Они преподают, несут родительскую эстафету. А зачем? Превратили университеты в хосписы семейных реликвий?
Грустная картина. Но надо радоваться жизни. Той, что стоит отдельно от нашего теоретического самовнушения. И на вопрос журналиста, о том, что правительство, премьер выступают с новой программой пора сказать правду. Нет, и не было, ни у одного министра и первого министра никакой собственной программы. И не будет до 2010 года. Есть старая номенклатурная традиция обосновывать «нечто». Что никакой министр и выполнять не будет. Чужое и неродное. Под видом национальной программы модернизации экономики страны.
И надежда только на очищение. На кризис. Экономическую оптимистическую трагедию? В духе Вишневского? Или по-японски? У них уже появился театр, где актерами являются роботы. Прямо, как у нас. Сами знаете, где.