Собственные правительства изрядно надоели. Более того, во многих странах усиливается тенденция «послать всех подальше» и уехать подальше. Кстати, что сделали уже около 1 миллиона белорусов, найдя себе работу за рубежом. И временную, и постоянную. Молодые литовцы с большим удовольствием на самолетах и поездах ускакивают из своей зеленой красивой страны в Европу, чтобы там найти себе приличную работу. И не вникать в разборки своих политиков. Они им также надоели.
Это факт. Причем удивительный. Совсем недавно, в будний день, в первой половине его, войдя в обычный вильнюсский троллейбус, заметил следующее. В салоне были только дети и пожилые люди. Возникало странное чувство — что-то не то. Не как в Москве или Брюсселе. Или в Минске. Да, именно отсутствие «нормальных людей» — тех, кто работает и создает ВВП для своей страны. Конечно, жители Вильнюса любят авто. Покупают и ездят туда-сюда прямо со старшего школьного возраста. Но, в этой визуализации был и социально-экономический феномен.
Спросил своих коллег-профессоров. Благо они практически не уезжают. В Европе свои собственные профессора, весьма хваткие и цепкие. Своего не упустят. Мои любимые и дорогие вильнюсские коллеги профессорской чеканки сообщили, что молодежь выехала в размере 400-500 тысяч особей обоих полов работать в ЕС. Но никто не знает точных цифр. Могут официально сидеть на работе, но реально на 2-3 недели выскочил, и этого хватит. К примеру, в ФРГ часовая ставка 29 евро. Поработал 10 дней по 7 часов, вот тебе и 2030 евро. 30 евро на обратную дорогу, а за 2 тысячи можно и спокойно пожить 3-4 месяца. Кстати, за эти 3000 долларов наши молодые путешественники и полгода дома отдыхают. А, если учишься, то хватит и на целый год.
Это новая данность. Мобильность и вариативность работы и учебы. Отдыха и приложения усилий. Современная глобальная экономика дает великолепные возможности для смены условий и места жизни. Хотя и не всем. Самым ленивым она ничего не дает. Правда, если вы не в политике. Особенно на верхних этажах.
Мы сами в 90-х годах обнаружили новую черту белорусов. Желание уехать из страны было и осталось. От ¼ до 1/3 в различных возрастных когортах. И больше. В некоторых областях Беларуси до 90% школьников хотели бы уехать. И уехали. Правда, не все эти проценты, но в достаточном количестве. И появляются у нас внуки с именами Бритни и Майкл, Мишель и вермишель. Впрочем, не хочется никого обижать.
Недавно и Россия удивилась. Социологи сделали некрасиво (как сказал бы Владимир Маяковский). Опубликовали часть своих опросов элит, в которых выяснилось, что до половины молодых бизнесменов и перспективных деловых людей рассматривают в качестве возможного варианта выезд в другую страну. Что началось. Власть обиделась и призвала иных социологов для опровержения. Дескать, не так провели опросы и не так поняли. Но, на самом деле именно так. Достали свои политики, до печенки.
И что же делать в этой новой данности? Изменить что-то? Модифицировать известную этатистскую традицию?
Возможно, следовало бы вывести спорные территории, этносы и страны из зон конфликта. Отнять их у чиновников и военных. Сделать их новым типом мирового сообщества — странами солнца «SUN». Что означает в авторской модели «State of United Nation» — государства объединенных наций. Да, нации объединенные могут давать такие шансы нациям разъединенным. Или искусственно разъединяемым. Исторически, политически и иными глупыми средствами.
Что получаем в итоге? Небольшие государства с мировой международной идентичностью. Политическими и экономическими свободами под крышей ООН. Гарантия их самостоятельности — все страны ООН. Никаких территориальных споров.
И, главное — никаких претензий местных и региональных элит. Никто не остается обиженным. Не отняли часть у Сербии, или Испании. А добавили к новому типу мировых демократических стран. С минимальной этатистской компонентой.
Сколько приходилось спорить на европейских и мировых конференциях. Сколько выслушивать витиеватые рассуждалки юристов, аферистов и политистов. Делят и делят мир и страны. Регионы и этносы. А люди хотят жить иначе. Не ездить за правами в столицы, как правило, хорошо коррумпированные. Не кричать от боли, не жить в страхе перед «своей» властью, которая состоит из других этносов или сетевых элит.
Как-то на слушаниях в Москве, в Государственной Думе, приходилось выступать вкупе со своими коллегами. Речь шла о Союзном государстве. Говорили много, и на удивление умно. Особенно Владимир Вольфович. Он гениально всем объяснил, что объединения, союзные государства — это все для воровства элиты. Сначала развалили одну страну — накрали. Потом стали создавать новую — чтобы воровать. И, так без конца. Крадут и расходятся. Крадут и собираются в союзы и интеграции.
Человек знает предмет хорошо. Владимир Вольфович — лучший символ московской политики. Честной и неподкупной.
Тупик — он и есть тупик. Тупик мировой политики — непризнанные государства. Борющиеся этносы. Баски и осетины. Абхазы и косовары. Они не хотят жить в том политическом традиционализме этатистской выделки, которую сделали Брежнев и лидеры мировых государств. Тогда в 70-х годах. Они-то хотели спокойствия и незыблемости своих этатистских устоев.
А, что Польша или Германия? У них нет своих чувствительных точек? Есть, но они создали ЕС, и там свобода движения всего, что движется и стоит на месте. Закрыли тему. На сейчас, и на будущее. ЕС — модель глобального расселения, но в масштабе сообщества. Другим — нет. Пусть просятся на 90 дней. И не более. Вот вам и мировая демократия. Но иначе нельзя. Пока.
Хорошо, когда люди живут, там, где хотят. Плохо, там — где их хотят. И имеют. За все, что угодно. Как граждан и не граждан. А, что делать? Как жить дальше? Воевать за территории? Посылать НАТО к берегам курортов? Пусть моряки парятся в своих крейсерах, а мы будет загорать на Черном море? И загораем, только в танках и БМП.
В том, варианте, который видится сегодня, есть и опыт прошлого. Часть такого опыта. Были же подмандатные территории ООН. Временные до определенного периода. До подрастания к цивилизованному уровню. Но — это в том противоречивом прошлом.
А, сейчас? Станет таким ООН-ским феноменом Абхазия, и что будет хуже? Теплое море, горы, фрукты. Свобода и правила мирового порядка. Вот уже действительно райское место. Для деятельных людей и ученых, для жизни и отдых. И, кто знает, может туда, сознательно, переберутся дети московских и тбилисских президентов, и все будет в гармонии. И мы радоваться будем.