Представители европейского сообщества и США, признавая недемократичность прошедших парламентских выборов в Беларуси, все же комментируют их ход и итоги в сдержанно-благожелательном ключе, и демонстрируют готовность к продолжению диалога с белорусскими властями. Как вы считаете, эти ожидания демократизации и либерализации нашего политического порядка — вера или расчет?
Виталий Силицкий: Ситуация, в которой оказались европейские и американские участники «диалога», — это ситуация ловушки. Тут имеются свои «трудности перевода», ведь под диалогом на Западе понимается нечто иное, нежели у нас. Они полагают, что если предлагается диалог, то имеется в виду разговор и договор, а не шантаж или обман. И когда в ходе избирательной кампании демонстрировалась необычайная доселе открытость режима, представители западных институтов готовы были находить любые положительные сдвиги в надежде, что это создаст дополнительную динамику. Я считаю, что первоначально игра официального Минска была воспринята за чистую монету, а не как пиар, хотя она именно и была пиаром (о чем Минск вместе с лордом Беллом предупредили заблаговременно). В итоге «западные партнеры» оказались заложниками ситуации, в которой официальный Минск стал требовать положительных признаний в обмен на то, что здесь не станет хуже вновь. Скажем, не возобновятся политические репрессии.
Что же касается позиции посла Вайса, который оправдывает Лукашенко тем, что его сигналы были неверно восприняты на местах, то, полагаю, и он вынужден «искать позитивные сдвиги». Это напоминает старую байку о хорошем царе и плохих боярах. Посол ФРГ вел достаточно рискованную и весьма крупную игру, и если бы он сумел предъявить «исправившегося диктатора», он был бы сейчас победителем. И поражение или отсутствие значимых сдвигов в такой игре признать трудно. Так что можно резюмировать: вначале действительно присутствовало что-то вроде веры в чудо, потом возобладал расчет — продолжать заданную линию.