Можно ли считать проходящую избирательную кампанию показателем определенной демократизации политического процесса. Имеются ли признаки какой-то демократизации ?
Сергей Паньковский: На мой взгляд, выборы носят управляемый характер. Чего не отрицает и сам Александр Григорьевич, заявляя о том, что, к примеру, в России выборы не менее управляемы и, быть может, более непрозрачны, чем в Беларуси, но, добавляет он с обидой, Запад относится к этому куда более снисходительно. Таким образом, основной мотив белорусской пропаганды сводится не к отрицанию обмана, фальсификаций, подтасовок и т. д., но к утверждению, что подобным же образом поступают все. В действительности так все не поступают — именно с целью предотвращения или ограничения фальсификаций и существуют формальные правила, за соблюдением которых следят международные институты, столь нелюбимые в Беларуси.
Кроме того, весь этот шум вокруг якобы демократических или более демократических, чем раньше, выборов, показывает, что вовсе не закон выступает главенствующим принципом в контексте избирательной кампании, но личность. Это понятно всем, включая руководителей на местах. И как бы Александр Лукашенко не декларировал приверженность демократии — хоть и своеобразно понимаемой — на местах это будет пониматься как указание постараться избежать плохих показателей для сторонников власти. На мой взгляд, напрасно Александр Григорьевич воспринимает слово «диктатура» как эмоциональное ругательство со стороны Запада, это ведь просто политологический термин. Вот когда руководитель страны заявит, что результаты выборов ни в коем случае не зависят от него, тогда лишь можно будет говорить о каких-то признаках демократизации.
Еще бы я отметил, что Александр Григорьевич кривит душой, заявляя, что он сам пришел из оппозиции, что ему знакомы эти проблемы. Я хорошо помню время, когда Лукашенко стал своеобразным телеперсонажем, которым нередко восхищались государственные СМИ. Нашу оппозицию, конечно, можно критиковать, упрекать в том, что в ее поведении сказывается элемент управляемости, однако необходимо понимать, что все это обусловлено неразвитостью политической системы в Беларуси. В том числе, например, прямыми запретами — о чем неоднократно говорил Лукашенко, обращаясь к бизнесменам, — оказывать поддержку политическим движениям и партиям.
В конечном итоге, я полагаю, вся эта пиар-кампания вокруг выборов связана с серьезным заблуждением (распространенным не только в странах СНГ, но также свойственным многим представителям международного сообщества) относительно места выборов в демократическим процессе. Выборы являются лишь элементом демократической политики, и свободные, прозрачные выборы невозможны, если в стране опасно высказывать политические взгляды. Если из-за них могут лишить работы или даже посадить в тюрьму, если нет свободной прессы, а страх является лейтмотивом общественной жизни, то сама по себе избирательная процедура никакого выбора не предоставляет.