Демократические представители, составляющие 40 процентов от общего числа кандидатов, могут принять важное решение, которое продемонстрирует реальную силу оппозиции. Если демократы снимаются с «выборов», то в доброй половине округов будет по одному кандидату и сценарий власти, призванный обеспечить признание режима, полностью провалится. Тогда начнется серьезный разговор о проведении реальных выборов и возвращении Беларуси в европейскую семью.

Андрей Санников, Хартия-97

21 сентября Объединенные демократические силы должны окончательно решить, снимать своих кандидатов с избирательной кампании или продолжать игру. Аргументы в пользу бойкота выборов приводят Хартия’97 и руководство БНФ, я же, в свою очередь, намерена привести семь причин, в силу которых бойкотировать выборы не следует.

1-2. Законодательная и финансовая. Статья 69 Избирательного Кодекса Республики Беларусь предусматривает ситуацию «снятие кандидатом в депутаты своей кандидатуры». И когда кандидат снимается сам, без уважительной причины, он обязан вернуть деньги, которые он получил на изготовление информационной продукции (а это 1 млн. 750 000 белорусских рублей) плюс обязан оплатить работу избирательных комиссий, изготовление бюллетеней и плакатов со своим именем. Неужели кому-то может прийти в голову, что обвинение в фальсификациях власть посчитает уважительной причиной для снятия кандидата? Таким образом, снятие кандидатов ОДС за неделю до выборов означает, что мы будем финансировать эту власть десятками миллионов белорусских рублей. Кто будет оплачивать эти счета? Причем не за одного претендента, а за каждого из той сотни, которых мы выдвинули по единому коалиционному списку ОДС.

Быть может, Ирина Халип, автор публикации «Дешевая отмазка», будет за всех платить? Как говорят в народе: болтать языком — не мешки ворочать. Призывать к снятию кандидатов ОДС за неделю до выборов — это не то же самое, что самой заплатить 200 миллионов за этот самый бойкот, если он так важен. То есть около 100 000 долларов. Причем заплатить в государственную казну. Если же Ирина, так бойко призывающая к бойкоту, не готова взять на себе обязательство погасить долги всех кандидатов ОДС перед государством, то незачем и предлагать столь дорогостоящие «спецоперации». Возможно, Ирина предлагает самим кандидатам оплатить эти «незначительные» суммы? Люди шли на выборы, рисковали, а многие и потеряли работу, их задерживали, пугали, давили… Не хотят ли они теперь ради ценной инициативы государству вернуть два миллиона — всего-то по тысяче долларов с каждого?.. Ну, несколько меньше.

3. Моральная. Моральный долг перед людьми, которые в тебя поверили. Политик — это человек, за которым идут люди. Люди ставили подписи в поддержку кандидата, рисковали многим, в том числе увольнением с работы. Они понимали, что, скорее всего, их кандидат не может выиграть, но они своей подписью дали ей или ему такой шанс. И единственное, что они никогда не смогут ей или ему простить — это то, что человек сам отказался от борьбы, т. е. отказался от их пусть маленького, но героического поступка. Трус не может требовать от других героизма; политик, снявший свою кандидатуру, не может ожидать от избирателей поддержки в дальнейшем. Избиратели уважают политика только за последовательность мнений и поступков.

4. Информационная. Политические партии — это достаточно большие и не всегда мобильные структуры. Снять кандидатов за неделю до выборов в знак загадочной «демонстрации силы» — это примерно из той серии, про маленького мальчика, который режет себе вены, чтобы «мама на похоронах плакала, оттого что потеряла такого хорошего сына, а я буду лежать в гробу и наблюдать за ее горем». Кто и как узнает о причинах снятия кандидатов? Недели недостаточно, чтобы подобные листовки, с объяснением причин, напечатали, а уж развезти и распространить (реально, а не в мусорную корзину) тем более не получится. Слишком маленький срок, учитывая, что печатать их, скорее всего, будут опять в Тюмени. И вспомним про мощности пропагандистской государственной машины. Лукашенко и его команда все прекрасно объяснят людям без нас и не один раз. Только изложат свою точку зрения: объяснят это не фальсификациями и нечестностью выборов, а трусостью оппозиции, которая боится, что избиратели ее не поддержат. А мы ведь не Центральная Избирательная Комиссия, мы не можем знать заранее результаты обсуждения и голосования внутри своих структур. А значит, готовить печатные материалы и распространять их придется в жутком цейтноте. В случае снятия наших кандидатов — это выстрел вхолостую, мы не успеем объяснить избирателям, почему мы это сделали. И мы проигрываем этот этап информационной войны.

5. Коалиционная. Я не совсем понимаю, почему люди, не входящие в коалицию Объединенных демократических сил, раздают руководящие указания, не говоря уже о рекомендациях и советах. Ни Андрей Санников, ни Дмитрий Бондаренко не входят в ОДС. Соответственно и ОДС вполне могут обойтись без сторонних советов стоимостью в сотни миллионов рублей. Если указанные граждане хотят, чтобы к ним прислушивались, пусть вступают в коалицию ОДС и участвуют в ее работе. Не хотят — пусть занимаются своими делами. В противном случае всякий раз придется напоминать, что «Хартия’97» никакой гражданской инициативой в действительности не является, а люди, выступающие от ее имени, никого, кроме самих себя, не представляют. При этом вовсе не ОДС навязывает «Хартии» свои инициативы, это люди из «Хартии» обивают пороги коалиции ОДС со своими предложениями и советами, которых никто от них, в общем, не просит.

6. Политическая. А кому, собственно, выгоден бойкот выборов?

А. Бойкот выборов выгоден Александру Лукашенко и Лидии Ермошиной, потому что в этом случае их задача упрощается. Сейчас власть должна достичь трех целей: а) «протащить» нужных кандидатов в парламент; б) обеспечить явку на выборах; в) обеспечить видимость свободных и демократических выборов. Если кандидаты от ОДС дружно снимаются, то задача упрощается — надо обеспечить явку на выборах, и в принципе дело сделано. Можно даже особенно не напрягаться по поводу «видимости честных и свободных выборов», поскольку с безальтернативными кандидатами прибегать к большим фальсификациям нет необходимости. Нужно только «подправить» конечный результат, что в глазах международных наблюдателей, по всей видимости, легко спишется на технические ошибки. Кроме того, почему бы и не подзаработать на оппозиции и не вернуть в госказну пару сотен миллионов рублей? С миру по нитке, как говорится…

Б. Бойкот выборов выгоден Андрею Санникову и косвенно — Александру Милинкевичу. Снятие более сотни человек — это трудоемкий процесс, не говоря уже об упомянутых выше и ниже возникающих при этом проблемах. Естественно, что при снятии кандидатов внутри ОДС возникнет напряженность. Что дает козырь в руки Санникову: «Посмотрите, эти лидеры ОДС не только „съели“ „самого лучшего в мире кандидата в президенты“ Александра Милинкевича, но даже между собой договориться не могут». Ценность коалиции ОДС падает, ценность Милинкевича — при умелом пиаре — возрастает. Вернем Милинкевича, дадим ему еще один шанс?.. Вообще говоря, Андрей Санников прав: при реализации идеи бойкота «начнется серьезный разговор». Только вот кого и с кем? Правильно, А. Санникова и А. Милинкевича как представителей оппозиции с Европой, потому что в коалиции ОДС все переругаются. Но почему коалиция ОДС, причем ценой известных издержек, должна играть на руку Санникову? — вот что не непонятно. К тому же ОДС не нуждаются в том, чтобы доказывать А. Санникову или кому бы то ни было свое умение работать коалиционно. На этих выборах мы уже много раз это доказали — и при формировании единого списка кандидатов, и при выдвижении в комиссии, и при сборах подписей, когда члены разных партий, членов коалиции ОДС, собирали подписи за одного кандидата в округе, и при подготовке партийного наблюдения в настоящий момент. Итак, бойкот не выгоден коалиции ОДС, он выгоден либо белорусской власти, либо отдельным политикам, которым хочется порулить партийной коалиций. Но зачем лить воду на их мельницу?

7. Реалистическая. Андрей Санников сказал, что в случае снятия кандидатов «оппозиция продемонстрирует реальную силу». Я никак не могу понять смысла этого чудо-предложения. В чем сила-то? В том, что оппозиция добровольно отказывается от политической борьбы? Складывает лапки и ложится на спину? Что сама покорно выходит из выборного процесса, да еще и платит государству 200 миллионов за то, что власть милостиво зарегистрировала наших кандидатов? И, пожалуй, самое загадочное: почему «сценарий власти, призванный обеспечить признание режима, полностью провалится»?

Кто не признает режим? «Хартия’97»? Лукашенко умрет от огорчения, ведь в таком случае не с кем вести «серьезный разговор о проведении реальных выборов и возвращении Беларуси в европейскую семью». Может быть, сценарий провалится в глазах многомиллионного белорусского народа, который, узнав о том, что оппозиция бойкотирует выборы, возьмет вилы и пойдет штурмовать президентский дворец? Весьма иллюстративно, что трубадуры бойкота о столь незначительном факторе, как белорусский народ, в своих пламенных воззваниях не вспоминают.

Так для кого сценарий власти провалится? Для Запада? Мне кажется, Запад не испытывает особых иллюзий по поводу белорусских выборов. С другой стороны, отдавая судьбу своего народа и страны на откуп иностранцам, вряд ли потом следует сетовать, что иностранцы приняли решение исходя из своих, а не из наших интересов.

Наконец, последнее. Можно ли начинать какой-либо серьезный разговор с людьми, которые сегодня агитируют за себя как кандидатов, а завтра снимаются в знак «некоей демонстрации реальной силы», а послезавтра вообще требуют новых выборов? Вы бы стали разговаривать с людьми, которые сами не знают, чего хотят?

Вот и я тоже бы не разговаривала.

Обсудить публикацию

Другие публикации автора