Как-то так случилось, что за внутренними и внешними разборками, избирательными компаниями и помилованиями, осталась без внимания серьезная историческая дата: 110-летие создания РСДРП. А ведь именно здесь в Минске был провозглашен манифест и дано название партии, радикальное крыло которой — большевизм, сыграло ключевую роль в мировой истории прошлого столетия. Полагаю, что обществу следовало бы бережнее относиться к своему историческому наследию, используя круглые даты хотя бы для осмысления собственного развития. Забывая прошлое, не увидишь будущего.

В нынешнем году вышел на свободу целый ряд осужденных по политическим мотивам белорусских граждан, среди которых были и весьма известные в Беларуси личности. Сначала произошло помилование Андрея Климова, а затем Александра Козулина. Однако если возвращение первого прошло почти незаметно, то второй получил в СМИ почести, подобно триумфатору и победителю. Кого одолел Александр Владиславович — доподлинно неизвестно, но писалось о нем много и всегда в хвалебно восторженных тонах. Вот эта-то чрезмерность и подчеркнуто смелое поведение помилованного личного «друга» Александра Лукашенко, заставляют задуматься.

Если взять во внимание заслуги перед демократическим сообществом этих двух бывших политических узников, то Андрей Климов явно выигрывает, хотя бы потому, что свой первый срок, он отбывал как политзаключенный тогда, когда господин Козулин служил ректором в ранге министра и входил в ближайшее окружение Александра Лукашенко. По сути, свою более чем успешную карьеру бизнесмена и депутата Верховного Совета 13 созыва Андрей Евгеньевич положил на алтарь борьбы за демократию, прогресс и, уж извините за пафос, народное счастье. Его потом еще дважды осудят именно за его взгляды. Ни один из действующих белорусских политиков за свои демократические идеи не пострадал больше, чем Андрей Климов. Почему же западная демократия не сделала из него мученика и героя, как из экс- кандидата в президенты Александра Козулина, информация о котором с завидным постоянством распространяется мировыми агентствами и белорусскими СМИ?

Интернет-сайты определили все это, как процесс некой тайной сделки между белорусской властью и западным сообществом. В спектакле, который захватил внимание большей части белорусского политического истеблишмента, роль «плохого парня» была отведена как раз БСДП. В самый горячий момент внешнеполитического торга, развернувшегося вокруг освобождения Александра Козулина, Белорусская социал-демократическая партия (Грамада) провела внеочередной съезд. На нем он был снят с поста председателя партии, выведен из состава ЦК и наделен «титулом» почетного председателя. По сути дела, белорусские социал-демократы, проведя, как сказал вновь избранный председатель партии Анатолий Левкович, чистку своих рядов, сильно снизили цену выставленного на торги лота под грифом «политзаключенный № 1». Во всяком случае, политическая значимость его помилования была бы тогда куда выше, чем освобождение просто заключенного Козулина. Можно предположить, что снижение оппозиционного статуса как раз и позволило экс- председателю БСДП буквально через две недели после описываемых событий выйти на свободу.

Возникает вопрос, как партия, зная о ведущемся за ее спиной торге и поддержке Козулина Западом, и в первую очередь США, тем не менее, пошла на лишение его председательского поста? И какими аргументами руководствовались делегаты съезда, нашедшие в себе силы подняться над моральной неприкосновенностью политика, сидящего в тюрьме? Прибавьте к этому личное мужество Александра Владиславовича, его стойкость и пережитое семейное горе.

Видимо, здесь следует учитывать историческую роль БСДП в судьбе Белоруссии, ответственность за которую, уж простите за высокий стиль, осознают члены партии и ее действующее руководство.
Эта партия — старейшая в стране. Она возродилась в 1991 году и, согласно Уставу, продолжает традиции Белорусской Социалистической Грамады (1903–1918 гг.) и Белорусской социал-демократической партии (1918–1924 гг.). Члены партии принимали участие в создании как Белорусской народной республики (БНР), так и позднее БССР. Можно сказать, что белорусская социал-демократия изначально отстаивала позиции уважения как европейских ценностей, так и взвешенной политики по отношению к России, а претензии некоторых партий на то, что именно они — единственные идейные наследники БНР не соответствуют исторической правде.

Касаясь новейшей истории партии, следует сказать, что к президентским выборам 2006 года БСДП подошла ответственно, отказавшись от сугубо уличной, протестной тактики борьбы, войдя в легальное политическое пространство. Именно тогда и был приглашен, сначала как кандидат в президенты, а потом и как председатель партии бывший ректор БГУ в ранге министра Александр Козулин. Это была политическая фигура, альтернативная единому кандидату от остальной оппозиции — Александру Милинкевичу. Во-первых, кандидат в президенты Козулин имел ярко очерченную пророссийскую позицию, тогда как его конкурент не скрывал своих симпатий к Западу, призывая граждан к перманентному «Европейскому маршу». Во-вторых, БСДП проводила выборы самостоятельно, тогда как кандидат от Объединенных демсил пользовался ресурсами как минимум десяти общественных организаций и партий. Однако сразу после поражения на выборах Александр Козулин развернулся на 180 градусов и, перейдя в лагерь бывшего соперника, вдруг проникся любовью к сугубо западной демократии, ее ценностям, подтверждая свой новый выбор зажигательными речами на митингах. Все это делалось без консультаций с руководством партии, на свой страх и риск. А организация несанкционированного шествия 25 марта 2006 года явилась формальным поводом к его аресту и последующему суду. То есть, по сути, Александр Козулин уже тогда действовал авторитарно. Ту же политику игнорирования решений руководящих органов партии он стал проводить, уже будучи заключенным в «Витьбе», что могло привести к расколу организации. БСДП сумела защитить свое единство.

В Козулине, и это заметно, заинтересованы сегодня как власть, так и Запад, особенно США, которые сделали ради его освобождения из заключения очень много. Были введены экономические санкции, по сути — разорваны полномасштабные дипломатические отношения, объявлены персонами нон-грата полсотни высших госчиновников, включая главу государства. Вот здесь-то и следует искать ту тайную пружину, которая заставила действующего президента Беларуси амнистировать своего бывшего оппонента и разоблачителя интимной жизни. Еще бы, ведь сам Джордж Буш требовал освобождения Козулина в обмен на прекращение санкций в отношении Беларуси. А долги надо отдавать. Поэтому весьма возможен сценарий, по которому бывший председатель и экс- политзаключенный № 1 может получить, понятно откуда, значительный ресурс и попытается возвратить лидерство в БСДП с целью изменить ее курс. Это позволит ему претендовать на руководство всем социал-демократическим движением в республике, а значит раскол и в партии, и в демократическом лагере (ОДС) неминуем. Теперь задайте себе вопрос: кому это выгодно?

Делегаты съезда белорусских социал-демократов, очевидно, понимали возможность такого сценария с использованием новой политической ориентации Александра Владиславовича и не поддержали его. Не случайно избранный подавляющим числом голосов нынешний председатель партии Анатолий Левкович уже на съезде подчеркнул: «Именно с этого времени мы начинаем президентскую кампанию, а делегаты форума несут ответственность за будущее Беларуси». Ее же будущее вновь избранное руководство БСДП видит в партнерстве как с Россией, так и с Западом. Иное внешнеполитическое позиционирование пойдет во вред Беларуси, которая не может позволить себе в угоду только интересам Запада и США рвать по живому отношения с Россией, тем более, что это крайне невыгодно, как минимум, экономически. Беларусь должна быть сама собой, и ей предначертано судьбой и географическим положением быть мостом взаимопонимания между Востоком и Западом. Впрочем, вполне возможно, что почетный председатель БСДП Александр Козулин переосмыслит свою позицию и для начала дезавуирует публичное высказывание о «предательстве» своих бывших товарищей, протянув им руку мира и дружбы, а потом, отказавшись ото всех грантов и поездок за рубеж за счет принимающей стороны, займется черновой работой в партии.

Обсудить публикацию