Участники беседы:
Сергей Калякин, первый секретарь ЦК Партии коммунистов Белорусской.
Александр Томкович, публицист.
Александр Томкович: Если мне не изменяет память, в декабре позапрошлого года в Чернигове был создан союз левых партий. Скоро уже два года. Что-нибудь сделано, кроме того, что были отказы в регистрации?
Сергей Калякин: Безусловно.Одним из важнейших направлений деятельности левых сил является защита социально-экономическая прав граждан, обеспечение социальной справедливости. Поэтому наши действия концентрировались именно на этих направлениях. В минувшем году левые партии были инициаторами проведения серии политических акций под общим названием «Социальный марш».
В частности, по всей республике были собраны десятки тысяч подписей против отмены белорусскими властями социальных гарантий для детей, учащихся, студентов, пенсионеров, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Проведены сотни пикетов против роста цен и снижения уровня жизни людей.
Надо отметить, что проведенные акции не проходят бесследно, они дают конкретные результаты. Например, власти вынуждены были на летний период вернуть бесплатный проезд для школьников, ветеранов и льготный — для пенсионеров. Сделано это было не по доброй воле чиновников, а благодаря акциям протеста и массовому недовольству населения, разбуженному «Социальным маршем».
А.Т.: Помнится, именно «Социальный марш» вызвал самые большие разочарования. Ожидалось, людей выйдет гораздо больше?
С.К.: Действительно, демонстрация и митинг были не очень многочисленными, но это был лишь один и не самый важный эпизод «Социального марша».
А.Т.: Знаю, что вы идете на выборы. С чем?
С.К.: Во-первых, считаю, что обладаю достаточными знаниями и опытом, чтобы эффективно отстаивать интересы избирателей округа и выполнять непростые обязанности депутата парламента.
Во-вторых, считаю, что многое в нашей стране делается не в интересах простых людей и вижу, что ситуацию можно и нужно менять к лучшему. А для этого как минимум необходимо добиться подконтрольности исполнительной власти гражданам через избранных ими представителей, то есть через депутатов.
А.Т.: Они там будут, представители граждан?
С.К.:Это зависит от того, насколько убедительно демократические силы проведут агитацию среди избирателей и убедят их проголосовать за своих кандидатов. А, к примеру, не за действующих депутатов Палаты представителей, которые по указке исполнительной власти отняли социальные гарантии у большинства жителей Беларуси.
Люди в Беларуси хотят перемен к лучшему в экономике, в социальной сфере, в здравоохранении, в образовании и т. д. Даже председатель райисполкома или глава администрации, получая около семи миллионов рублей в месяц и боясь потерять свою должность, понимает необходимость и неизбежность перемен, хотя бы исходя из заботы о будущем своих детей и внуков.
ПКБ имеет наработки по различным проблемам волнующим белорусских людей. Например, одной из наиболее актуальных сегодня является проблема полного отсутствия перспектив приобретения жилья у сотен тысяч наших соотечественников. Конституционная норма, устанавливающая, что каждый гражданин Беларуси имеет право на жилье, по сути, превратилась в профанацию.
Для исправления ситуации предлагается принять специальный Закон о жилищных гарантиях граждан, в котором необходимо определить максимальные сроки обеспечения жильем нуждающихся, предельную стоимость социального жилья и источники получения необходимых для этого средств.
При этом государство обязано добиться значительного снижения стоимости строительства жилья, которая сегодня не соответствует реальным затратам. Резервы здесь колоссальные. Надо бороться с монополизмом подрядных организаций, который позволяет необоснованно завышать цены на выполняемые работы, а также с различного рода поборами и платежами необоснованно взимаемых различными государственными институциями, начиная от отвода земли, проектирования и заканчивая различными фондами.
Безусловно, в условиях Беларуси мало, чтобы люди проголосовали за того или иного кандидата, важно, чтобы эти голоса правильно подсчитали без подлогов и фальсификаций. И здесь главная надежда на наших людей. В избирательных комиссиях работают простые люди: учителя, врачи, работники промышленных предприятий и различных учреждений. Они, как и мы, живут на небольшую зарплату, ходят в те же магазины, водят детей в те же школы и детские дошкольные учреждения, сталкиваются с теми же проблемами. Они также хотят перемен к лучшему. И они способны, поступив по совести и справедливости, создать условия, чтобы эти перемены наступили.
А.Т.: Некоторые чиновники, действительно, живут очень неплохо, но ведь нефтегазовая халява кончилась. Пусть и показывают, как руководить умеют теперь уже в новых условиях?
С.К.: Чиновники, про которых вы говорите, получают доходы, превышающие средний уровень, в 10 раз, но они не самые богатые. Разница же в доходах самых богатых и самых бедных достигает сотен раз. Не зря по Минску разъезжают автомобили стоимостью, превышающей миллион евро, а в магазинах продается ветчина и колбаса стоимостью, превышающей 200 тысяч за килограмм. В тоже время сотни тысяч белорусов даже по официальной статистике живут за чертой бедности.
При этом белорусские власти проблемы, которые возникают в связи с ростом цен на энергоносители, перекладывают не на плечи богатых и относительно благополучно живущих, а именно на самых бедных. В результате бедные становятся нищими, а богатые — сверхбогатыми.
Но до бесконечности так продолжаться не может. Дальнейшая социальная поляризация общества чревата трагическими последствиями для страны и тех, кто ей правит.
А.Т.: Многие считают, что коммунистическая идеология — дело прошлого, что ее поддерживают только пожилые люди?
С.К.: В странах бывшего СССР есть повышенный счет к коммунистам. На мой взгляд, это связано с тем, что КПСС, находясь у власти, культивировала многое из того, что противоречит коммунистической идеологии. В частности, декларированные Конституцией политические права и свободы граждан на деле подавлялись. Была ликвидирована многопартийность и установлена монополия на власть одной партии. Велось преследование инакомыслящих, отсутствовали независимые СМИ, не допускалась политическая конкуренция на выборах, культивировалась уравниловка и т. д.
Но при этом надо не забывать и о многих выдающихся социальных достижениях социалистического периода, которые ликвидированы в современной Беларуси: доступное и бесплатное среднее и высшее образование, здравоохранение, гарантии трудовых прав, отсутствие голода и нищеты и т. д.
Ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. По мере строительства в Беларуси реального капитализма люди, пусть и неосознанно, все более становятся социалистами. А коммунисты это те же социалисты. Достаточно вспомнить, что Октябрьскую революцию совершила Российская социал-демократическая рабочая партия, которую уже потом переименовали в коммунистическую.
Сегодня в мире есть разное отношение людей к коммунистам. Все зависит от того, насколько они отвечают на вызовы времени и способны удовлетворять интересы граждан своих стран. Недавно коммунисты Кипра победили на президентских выборах, до этого они неоднократно выигрывали парламентские выборы. И это происходит в стране с очень высоким уровнем жизни, развитой демократической системой и эффективной рыночной экономикой. Другой пример. Коммунисты Молдовы дважды подряд добиваются победы на демократических выборах, хотя страна и ее граждане испытывают серьезные экономические трудности. Но и в одном, и в другом случае коммунисты добились доверия людей и получили из рук народа мандат на управление страной. Поэтому те, кто говорит, будто коммунистическая идеология только в прошлом, сильно заблуждаются.
Основные ценности современных белорусских коммунистов — свобода, социальная справедливость, социальное равенство, солидарность и демократия — разделяет подавляющее число наших сограждан, и это дает нам новые возможности для политического развития и лидерства.
А.Т.: Как известно, у нас две компартии. По какому принципу идет разделение, ведь идеология-то общая?
С.К.: Из двух названных вами организаций партией по существу является лишь Партия коммунистов Беларуси (ПКБ). Коммунистическая партия Белорусская (КПБ), по моему глубокому убеждению искусственный инструмент, созданный властью для борьбы с ПКБ.
То, что это не партия, свидетельствуют многочисленные факты, когда КПБ поддерживала действия властей, которые в корне противоречат их партийной программе. Последний пример: ни один из десятка официальных коммунистов в Палате представителей не проголосовал против инициированной президентом ликвидации социальных гарантий для пяти миллионов граждан Беларуси.
А.Т.: Лидер КПБ Татьяна Голубева с вами не согласится…
С.К.: Это ее право. Но, по моему мнению, руководство КПБ в целом слабо понимает истинную суть коммунистической идеологии, зациклившись на ошибочных во многом догмах КПСС. Возможно, именно по этой причине их и не приглашают на серьезные европейские коммунистические форумы.
Да и белорусским властям, если судить по ряду косвенных признаков, КПБ уже тоже не очень нужна.
А.Т.: «Белая Русь»?
С.К.: Совершенно верно. Сегодня в качестве инструмента политической поддержки действующей власти создается совершенно другая структура. Справедливости ради следует отметить, что власть никогда КПБ в этом ракурсе не рассматривала.
А.Т.: И про «объединительный» съезд как-то забыли?
С.К.:А что они могут вспомнить? Там сплошной конфуз. Несмотря на насилие над людьми, обман, фальсификацию и подлог документов у них ничего не вышло.
Будущее надо строить с чистыми руками и благими помыслами, борясь за правду и справедливость. Именно так стремиться действовать Партия коммунистов Белорусская.