На прошедшей в Женеве с 28 мая по 13 июня сессии Международная организация труда не стала включать Беларусь в спецпараграф, белорусскому правительству предоставлена возможность в течение полугода выполнить рекомендации МОТ. ФПБ и ее глава Л. Козик утверждают, что откладывание решения по Беларуси является целиком заслугой официальных профсоюзов. Так ли это?
Александр Ярошук. Иногда они, сами того не желая, говорят правду. В том, что правительство Беларуси избежало очередного жёсткого наказания 5 июня т.г в ходе рассмотрения белорусского случая на заседании Комитета по нормам и стандартам на самом деле исключительная заслуга принадлежит Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ). А точнее — её лидеру Л. Козику. Именно его отстранение от участия в подготовке и проведении заседания Комитета исключило возможность организации каких-либо провокаций со стороны ФПБ, как это уже стало нормой и как это происходило ровно год назад в Женеве. Тогда, как известно, команда Л. Козика занялась фальсификацией подписей российских и украинских профсоюзов, результатом чего стал неслыханный скандал, какого в МОТ не знали. Закономерным результатом этой провокации явилось очередное включение Беларуси в спецпараграф и отзыв торговых преференций Европейского Союза (ЕС).
Не буду гадать, случайным или преднамеренным было отлучение неугомонного лидера ФПБ (правительству ведь тоже не откажешь в способности извлекать уроки), но на этот раз атмосфера в Женеве была совсем иной. Она позволила организовать и провести интенсивный и напряжённый процесс консультаций и переговоров между всеми заинтересованными, и, в конечном итоге, договориться и достичь компромиссного решения. Отмечу конструктивную позицию в ходе непростого переговорного процесса, который начался 29 мая т. г. в Минске, во время моей встречи с министром труда и социальной защиты В. Потупчиком, правительственной стороны.
Что касается «заслуг» ФПБ на сессии, то отмечу, что по достигнутой договорённости, кроме представителя, от имени делегаций трудящихся выступали на заседании Комитета всего лишь двое: я и представитель Федерации независимых профсоюзов России. Причём мы с Сидоровым, как всегда, выступали с полностью согласованных позиций. Как нетрудно догадаться, это в совокупности никак не тянет на «поддержку подавляющего количества делегаций трудящихся» ФПБ. Тем более имея в виду скандальный имидж Федерации, который заставляет это «подавляющее количество» держаться от нее на безопасном от провокаций расстоянии.
Отмечу, что скандальности «лучшему в мире профсоюзу» в текущем году на сессии существенно добавилось. Это обеспечило неслыханное для любой другой страны в мире включение в официальную делегацию Беларуси сразу трёх (!) членов семьи Козиков — Леонида, Андрея и Натальи. Кто в ней и чей сын или дочь, жена, мать или тёща предоставим выяснять интересующимся. Пусть они спросят, куда уходят деньги белорусских налогоплательщиков и взносы членов профсоюзов: доярок, учителей и врачей, и зададутся вопросом, как долго народ намерен терпеть таких своих «защитников» (Женева, как известно, не самое дешёвое место в мире). Мы же не удивимся, если «семейное» дело также бойко пойдёт и дальше, что скоро эту самую массовую общественную организацию Беларуси станут называть не ФПБ, а ФПК — Федерация профсоюзов Козика и его семьи.
Теперь, надеюсь, понятно, что шансов попасть представителю независимых профсоюзов в официальную делегацию страны, на что мы, кстати, имеем полное право, за прытким семейным подрядом нет никаких. Поэтому представитель БКДП и вынужден ездить на сессию МОТ в составе делегации Международной конфедерации профсоюзов (МКП, членом которой является БКДП). Кстати, делегации международной, а не иностранной, как ошибочно сообщает пресс-секретарь ФПБ.