Отгремел салют, сняты ордена с кителей, в угол составлены красные знамена. Мы снова победили в той далекой войне и отстояли свое право на мирное небо над головой, а заодно — свободу и независимость нашей родины. Но сильные мира сего все еще хотят раздуть мировой пожар и перекроить карту Европы, отметил президент Беларуси 9 мая в своей речи перед ветеранами на площади Победы, эффектно завершив двухнедельный марафон публичных выступлений.
Перед этим было послание к парламенту и гражданам, Пасхальное поздравление, выступление в годовщину Чернобыльской катастрофы и ряд заявлений во время поездок по регионам. Помимо речей президента, государственный аппарат все это время щедро выдавал порции информации о балансе успехов и неудач белорусской экономики. Собрав вместе эти лоскуты, можно представить, какие контуры ее развития в ближайшем будущем.
Апрельский фальстарт
Известно, что ежегодное послание к Национальному собранию и народу, запланированное на 22 апреля, не состоялось, и было перенесено на неделю без объяснения причин. Вместо этого А. Лукашенко отправился в поездку по Гродненской области и посетил несколько сельхозпредприятий. Президентское турне по регионам продолжалось до 26 апреля.
Как саркастически отметил по поводу этой самоволки комментатор АФН (http://afn.by), у главы государства «нашлись дела поважнее». Судя по наполнившим информационные ленты сообщениям, так оно и было, но сарказм здесь вряд ли уместен. На протяжении этих 5 дней А. Лукашенко вместе с белорусскими чиновниками разного ранга сделал несколько заявлений, из которых любой белорусский гражданин уже тогда мог составить мини-послание самому себе. Смысл его прост: цены вырастут.
Информационная подготовка началась заранее. В конце марта министр экономики Н. Зайченко уверял, что, несмотря на сложность задачи, его ведомство сумеет удержать инфляцию на уровне 8%. Чиновник осторожно поделился информацией о том, что в Минэкономики лежат предложения Минэнерго, Минжилкомхоза, Минсельхозпрода и, что совсем замечательно, «других министерств» по повышению цен и тарифов. Как отметил министр, принятие этих предложений может привести к 20%-му росту инфляции. Н. Зайченко пообещал, что не пойдет на кратное повышение цен и тарифов (БелТА, 26.03.2008). 25 апреля вице-премьер А. Кобяков убеждал депутатов, что правительство не допустит «вольницы с ценами», несмотря на их мировой рост, и продолжит удерживать инфляцию (Интерфакс-Запад, 25.04.08).
Месяцем ранее министр жилкомхоза В. Белохвостов допустил, что в 2008 году возможен рост цен на коммунальные услуги. Размеры повышения неизвестны, но в качестве ориентира может служить рост цен на энергоносители для предприятий: в 1,9 раза по ценам на газ и на 22% по электроэнергии. При этом, министр открыто заявил, что ресурсы ЖКХ по повышению энергоэффективности уже исчерпаны, а снизить затраты можно только путем модернизации самого комплекса ЖКХ. Стоимость апгрейда оценивается в Br300 млрд. или USD140 млн. (Белорусские Новости, 24.03.08).
Потребительская смекалка обывателей позволяет понимать эти заявления с точностью до наоборот: вполне вероятно и кратное повышение цен и тарифов и кратный рост инфляции. Ситуация в белорусском АПК служит тому наглядным примером.
На пределе возможностей
В конце марта стало известно, что белорусский агропромышленный комплекс убыточен на 70% и нуждается в срочной модернизации. Стоимость перестройки оценивалась в Br1.1 трлн. (USD5.1 млрд.). Иначе, как бескомпромиссно высказался замглавы администрации президента А. Попков, белорусское сельское хозяйство заходит в тупик. Примечательно, что стоимость модернизации оказалась меньше, чем общая сумма банковских кредитов, взятых АПК на выплату зарплаты в 2007 г. (Br1.3 трлн.).
Уже тогда, в марте 2008 г., Минисельхозпрод предлагал Минэкономики повысить закупочные цены на продукцию растениеводства на 50%. Затем белорусские аграрии получили нового министра, закупочные цены на растениеводческую продукцию были повышены до 40% — вслед за ценами на молоко и мясо (Белорусские Новости, 20.03.08).
Очевидно, что для оздоровления АПК перечисленных выше мер недостаточно. Понятно также, что эти новости не очень хорошо вписываются в торжественный формат ежегодного послания к парламенту и народу. Скорее всего, в Администрации президента решили таким образом прозондировать почву и проследить реакцию адресатов этой информации — чиновников АПК и простых потребителей. В президентском послании 29 апреля повышению цен было уделено всего несколько минут: было сказано, что рост цен будет сопровождаться ростом зарплаты. Это, разумеется, не решение проблемы. Главная идея была озвучена за 5 дней до этого.
Кооперация и интеграция
Во время визита А. Лукашенко в Столинский район 25 апреля в кадре появился академик НАН, авторитетно объяснивший президенту и телезрителям преимущества «кооперативно-интеграционного» переустройства АПК. Преимущество заключалось в том, чтобы реализовывать сельхозпродукцию через ряд государственных компаний (зерновую, льняную, мясную и т. д.). Этот знаковый маневр повторяет идею белорусской продовольственной компании, созданной в ноябре 2007 при «Белгоспищепроме» для реализации продукции концерна на российском рынке.
Решение о консолидации продаж в руках государства не ново. Точно так же Беларусь торгует нефтепродуктами и калийными удобрениями. Очевидно, что таким образом отчаявшимся чиновникам АПК подается надежда на получение хоть какой-то прибыли в условиях 70%-й убыточности сельского хозяйства. Также ясно, что одновременно с введением в игру нового министра, делается попытка сыграть на интересах внутри отрасли и перетасовать колоду выигравших и проигравших. Наконец, цель № 1 — это перенаправление сельхозпродукции через каналы государственных компаний, что позволит получить контроль над прибылью от продаж сырья, ставшего в этом году стратегически важным из-за мирового роста цен на продовольствие.
АПК вряд ли удастся повторить успех Белорусской калийной компании. Еще в ноябре 2007 г. она воспользовалась ростом цен на калийные удобрения и подняла цены до USD400 за тонну, а в апреле 2008 объявила о новом повышении до USD1000 для спотовых рынков Юго-Восточной Азии и Бразилии (Прайм-Тасс, 23.04.2008). Но ведь надо же как-то компенсировать заблокированную в США работу «Белнефтехима» и его дочек.
Азиатский и европейский рынки пока остаются открытыми для белорусских государственных монополистов. 27 марта посол США в Беларуси К. Стюарт, покинувшая Минск по настоятельной рекомендации белорусского МИД, в интервью радио «Эхо Москвы» отметила, что первоначально США и ЕС координировали свою политику в отношении белорусского руководства и до сих пор имеют общую стратегию демократизации Беларуси. Расхождение произошло в вопросах тактики: Евросоюз не поддержал экономические санкции в отношении белорусских эксклюзивных госэкспортеров, ограничившись исключением Беларуси из Генеральной системы торговых преференций в конце 2006 года. США, однако, не собираются менять тактику. Как отметил во время онлайн-конференции на сайте «Белорусских Новостей» временный поверенный в делах США в Беларуси Д. Мур, в будущем возможны аналогичные санкции в отношении других белорусских предприятий, подконтрольных государству. В принципе, в эту категорию может попасть любая из белорусских государственных компаний, рискнувшая выйти на американский рынок.
Тем временем белорусские нефтяники не сдаются и пытаются утвердиться на новых рынках. В начале мая стало известно, что Белорусская нефтяная компания зарегистрировала в Лондоне дочернее предприятие BNK (UK) Ltd. Цель новой организации — освоение механизма страхования ценовых рисков, привлечение финансирования для работы с нефтепродуктами и закупки нефти и завоевание рынков Северо-Западной Европы. Кроме этого, со второго полугодия 2008 Белорусская нефтяная компания планирует выйти на 100%-й контроль над продажами белорусских нефтепродуктов за рубежом (БелТА, 03.05.08).
Интересна последовательность событий. 14 апреля президент издает декрет № 7, позволяющий акционировать государственную собственность по трехлетним планам, и отменяющий преимущественное право государства на покупку акций вновь образованных ОАО. А через 3 недели БНК регистрирует предприятие в Великобритании, где уже провели первое публичное размещение акций такие российские компании, как Роснефть и РАО «ЕЭС России». Вполне вероятно, что на протяжении этих трех лет мы будем наблюдать процесс рождения и взросления первых официальных белорусских олигархов.
Лишние люди
Белорусы, которые 9 мая отдали долг святым символам новейшей белорусской истории, могут готовиться к другому параду — выставке роскоши Elite Expo-2008, которая пройдет в Минске в конце мая. Организаторы предложат посетителям товары и услуги по ценам от USD2 тыс. до 1 млн. и смело обещают пригласить на выставку представителей белорусской политической элиты (за которыми давно охотятся белорусские социологи). Директор центра БелЭКСПО А. Кожемякин отметил, что в Беларуси уже есть граждане с высокими доходами, готовые тратить эти деньги в стране. Однако, возможностей для этого нет, кроме того, существует психологический барьер на пути пугливой белорусской капиталистической элиты в широкое публичное пространство (Интерфакс-Запад, 07.08.08).
Год назад глава правления Приорбанка С. Костюченко утверждал, что в Беларуси насчитывается около 10 000 долларовых миллионеров и задавался вопросом о том, как привлечь их деньги в белорусскую экономику при неразвитом фондовом и страховом рынке. Тем временем в России рост числа долларовых миллионеров всего на 1,5% отстает от роста белорусского ВВП: в начале 2007 года российских миллионеров насчитывалось 122 000, а в этом году уже 131 000 (Ведомости, 21.04.08).
Что сказал этим людям президент в своем послании? Что не допустит номенклатурной приватизации и голодных бунтов? Или что обеспечит всеобщую диспансеризацию? Новый российский президент Д. Медведев во время своей короткой инаугурационной речи высказался более конкретно, пообещав обеспечить широкие возможности для самореализации граждан и достижения личного успеха. Пространная рекомендация, данная А. Лукашенко премьер-министру, о компенсации роста цен за счет повышения средней зарплаты до USD700 к 2011 г. уже сегодня воспринимается многими рядовыми минчанами как насмешка. Что уж тут говорить о загадочной белорусской элите.
Третий путь?
Недавно Л. Заико убедительно писал о преимуществах т. н. третьего пути в деле инвестиционного реформирования белорусской экономики — дозированной и разумной приватизации (НМ, 08.05.08). В отличие от олигархической номенклатурной приватизации и распродажи собственности иностранным инвесторам, третий путь якобы может предотвратить концентрацию экономической власти в одних руках и обеспечить политическую безопасность страны в будущем. Идея понятна, но это как раз тот случай, когда логика экономического аналитика наталкивается на логику государственного собственника.
Л. Заико привел образный пример соревнования (одного) налоговика и (всех) бухгалтеров, которое давно превратило белорусскую экономику в игровой парк. О подобной игре в перетягивание каната между государством и частным собственником говорил в послании и А. Лукашенко. Президент потребовал окончательно снять все лишние барьеры при создании и ведении бизнеса и попенял главе своей администрации на то, что госаппарат погряз в бюрократизме. Оказывается, заявления инвесторов не рассматриваются месяцами! Шутка ли, из запланированных на 2008 год USD2.7 млрд. инвестиций в первом квартале привлекли только 300 млн. (БелТА, 25.04.08).
Почему же Г. Невыглас, говоря словами главы государства, гоняет инвесторов по кабинетам и тормозит приток валютных инвестиций из-за рубежа? А вы представьте себя на месте чиновников Администрации, крупнейшего в Беларуси собственника, или других ведомств. Попробуйте продавать госимущество кому-то в частное владение и при этом оставаться госслужащими и получать официальную зарплату из бюджета.
Поэтому мы еще долго будем наблюдать за примерами пресловутого формализма и волокиты в государственных кабинетах, перемежающихся попытками создать надстроечные структуры вроде торговых компаний. Недавняя инициатива вице-премьера А. Кобякова, касающаяся усиления роли Национального инвестиционного агентства при Минэкономики, как раз из этой оперы. Известный принцип «одного окна» просто переносится на работу со стратегическими партнерами: «Инвестор, приходя в страну, должен открыть только одну дверь — дверь этого агентства» (Government.by, 25.04.08).
Третий путь белорусской приватизации просматривается пока только в схемах независимых аналитиков. В реальности ничего нового не предлагается: государство продолжает извлекать прибыль знакомыми и доступными ему средствами. Учитывая описанные выше тенденции, приходится делать вывод, что самая реальная перспектива белорусской программы привлечения инвестиций — это все-таки номенклатурная приватизация. И проходить она будет в соответствии с этапами реализации декрета № 7, который вступит в полную силу к президентским выборам 2011 г.