Слово «либерализация» в последнее время постоянно звучит из уст самых высоких белорусских чиновников. С тем же постоянством вторят им государственные СМИ. Однако реальных достижений в этой области не так уж и много.
Белорусское законодательство благоприятным для деятельности субъектов хозяйствования назвать пока, увы, нельзя. В стране сохраняется административное регулирование ценообразования, нормирование затрат, которое предприятие может включить в себестоимость, ограничение на размер зарплаты и т. д. Проблемой является белорусская налоговая система, причем не столько из-за размеров ставок, сколько из-за противоречивости и запутанности. Например, многие налоги и платежи и теоретически можно было бы объединить в один налог, поскольку исчисляются они с одной базы. Этого не сделано. Порядок исчисления налогов запутан, и очень часто ошибка в одном налоге влечет за собой цепочку других ошибок, что приводит к наказаниям.
В стране недостаточно защищено право частной собственности. Фискальные органы вправе без решения суда списывать денежные средства со счетов субъектов хозяйствования. Существует также практика наложения административных взысканий без решения суда. Без решения этих и других проблем говорить о серьезном улучшении делового климата не приходится.
За последние несколько месяцев были приняты несколько нормативных актов, направленных на либерализацию экономических отношений. Например, декреты об упрощении регистрации субъектов хозяйствования и о предоставлении льгот бизнесу в малых городах и сельской местности, указы о статусе добросовестного участника ВЭД, о гарантиях для деятельности инвесторов СЭЗ. Отменена «золотая акция», бизнесу предоставлена возможность приобретать предприятия за одну базовую величину. Но, хотя эти акты и решают важные вопросы, данных мер явно недостаточно.
Ведь даже пресловутый декрет № 1 о льготах предпринимателям из малых городов, который вступил в силу 1 апреля с. г., не такой уж по сути и льготный. Большинство так называемых «льгот» — это просто отказ государства от чрезмерного контроля. Например, соответствующим субъектам хозяйствования предоставлено право самостоятельно устанавливать цену на свою продукцию и размер зарплаты работникам, свободно выбирать поставщиков и покупателей. Так в любой сопредельной стране это совершенно нормальная рыночная практика и льготами подобные вещи никто не называет.
Или взять отмену «золотой акции». Что по большому счету изменилось? Дело в том, что на практике «золотая акция» вводилась крайне редко, и большинства субъектов хозяйствования, особенно мелких и частных, ее существование не касалось.
Может быть, возможность купить предприятие за одну базовую величину прельстит наших предпринимателей? Может быть. Но таковой распродажи пока не наблюдается. А когда она начнется, то кто знает, кому достанутся самые лакомые куски. Скорей всего, отнюдь не людям «с улицы».
Так что пока белорусская либерализация напоминает, скорее, косметический ремонт с целью повысить инвестиционный рейтинг страны. Только вот рейтинг, как говорится, в карман не положишь.
«Ну что Вы хотите, — одернут меня сторонники нынешней власти. — Процесс либерализации только начался, и постепенно мы решим все проблемы». С эти тезисом можно было бы согласиться, если бы не одно обстоятельство. Разговоры о либерализации в той или иной форме идут уже более десяти лет, и если она будут идти такими темпами, ее результатов мы можем и не дождаться.