Антиракета, выпущенная недавно с палубы американского крейсера «Lake Erie», части системы ПРО в Тихом океане, с целью уничтожения американского спутника на орбите, на самом деле была нацелена на решение более весомых и более земных задач. Во-первых, показать государствам, апологетам суверенной демократии, что горячие головы по ту сторону океана могут прибегать к акциям устрашения в лучших традициях холодной войны. Во-вторых, еще раз задекларировать всю серьезность намерений в усовершенствовании системы противоракетной обороны за счет размещения элементов ПРО на территории стран Центральной и Восточной Европы. И если с размещением радара ПРО в Чехии все более-менее ясно, то польское «tak» на подобное предложение Вашингтона становиться менее очевидным при сохранении status quo в позициях переговорных сторон.
В 2008 году польско-американские переговоры о размещении элементов ПРО в Польше завели участников процесса в тупик. Варшава открыто указывает на свое разочарование динамикой поиска компромисса вовлеченными сторонами.
Как результат недавней сессии переговоров в Вашингтоне, принимая во внимание жесткость позиции своих контрагентов, представители польской части рабочей группы перенесли на неопределенный период последующий раунд переговоров в Варшаве.
Причина таких дипломатических шагов, кроется в нежелании Соединенных Штатов принимать во внимание все пожелания и предложения Польши. Варшава настаивает на принятии целого пакета документов в контексте согласия на размещение части системы ПРО на территории страны. В частности, речь идет о договоре о создании базы ПРО в Польше, договоре о пребывании американских войск на территории РП, политической декларации о стратегическом партнерстве Польши и США, а также программе предоставления американской материальной помощи польским вооруженным силам.
Польское правительство требует от представителей Белого Дома предоставления четкой и проработанной программы на долгосрочную перспективу предоставления помощи в модернизации польской армии на общую сумму 20 млрд. долларов. Как часть мероприятий этой программы, польской стороной высказано пожелание в получении от США батареи противоракетной обороны Patriot.
Вполне естественно, что американская сторона не готова говорить в таком формате. Хотя слышны декларации о готовности принять посильное участие в модернизации вооруженных сил Польши, предметный разговор пока не получается. Кроме того, Вашингтон неофициально высказывает удивление в непоследовательности польской переговорной линии, поскольку в январе 2008 года, во время официального визита главы МИД РП Радослава Сикорского, было четко артикулировано, что вопрос размещения базы ПРО и получение помощи в модернизации армии будет рассматриваться отдельно.
Кроме того, в Пентагоне видят проблемным вопрос оснащение польских сил ПВО ракетами Patriot, поскольку они уже сняты с производства в США, а реинсталляция линии их сборки требует значительных временных и материальных затрат.
В то же время, в обмен на согласие Польши на размещение базы ПРО Соединенные Штаты предлагают подписать политическую декларацию руководителями внешнеполитических ведомств этих стран. С целью предать мероприятию соответствующий статус предлагается провести церемонию в присутствии премьер-министра Дональда Туска и президента США Джорджа Буша. Декларация предоставила бы двусторонние гарантии безопасности, легализовала бы консультации с Пентагоном относительно усовершенствования системы безопасности Польши, обеспечила бы доступ к информации разведывательного сообщества США.
Очевидна также противоположность позиций сторон относительно времени окончания переговоров. Если польское правительство готово ждать длительное время, рассчитывая добиться дополнительных преференций, то для американских партнеров время является решающим фактором.
Определенная спешка в переговорном процессе представителями Госдепартамента США определяется несколькими взаимосвязанными факторами.
Во-первых, этот вопрос окончательно должен быть решен до завершения президентского срока Джорджа Буша, который истекает в конце 2008 года.
Во-вторых, учитывая успехи в торгах с Чехией по вопросу размещения радара ПРО под Прагой, Вашингтону желательно закончить переговоры с Варшавой в этом вопросе до начала саммита НАТО в Бухаресте в апреле 2008 года. Если это удастся, то элементы ПРО США будут рассматриваться на саммите как возможная часть системы противоракетной обороны Североатлантического альянса. Хотя соглашение о размещении элемента ПРО в Чехии пока не подписано и находится в стадии разработки, представители МИД ЧР указывают, что документ будет готов и подписан до саммита НАТО.
Ну, и, в-третьих, неудача в переговорах в вопросе локализации системы ПРО в Польше может оказаться тяжелым имиджевым ударом для Вашингтона и усилить в Европе влияние России, как одного из инициаторов создания антиамериканской концепции безопасности восточноевропейского региона.
Все это указывает на ожидаемую постепенную активизацию дипломатических посылов Госдепа США с целью завершения переговоров с правительством Дональда Туска. В этом контексте могут быть значительные уступки польской стороне в вопросе предоставления материальных ресурсов для модернизации армии наряду с другими преференциями.
Исходя из вышесказанного, вполне вероятно, что в ближайшее время будет назначена новая дата польско-американских переговоров в Варшаве, где будет достигнуто принципиальное понимание в вопросе создания базы ПРО в Польше. Подписание же базовой политической декларации о стратегическом партнерстве Польши и США может быть осуществлено уже в ближайшее время.