Наверное, мало кто из жителей белорусской столицы не замечал по выходным дням, как прибавилось на улицах непривычного вида граждан, исключительно женского пола, в длинных до земли одеждах, национальных платках, с маленькими детьми в колясках или за руку. Раньше мужскую часть представителей восточных народов можно было видеть исключительно на рынках. И их вторые благоверные половины либо отсутствовали в городе, либо ничем не отличались от рядовых минчан. Сейчас же, можно полагать, это либо не те, кто давно и успешно кормит нас южными дарами, либо те, кто на рынках не работает. Судя по тому, что руководствуясь своими религиозными взглядами о непременном разделении не только труда, но и присутствия в общественных местах, мы встречаем уже совсем другое не только поколение, но и качественно другое население в нашей стране. А это присутствие надо как-то осознавать.
Опустив все слова о человеческой общности, учитывая, что по последним научным исследованиям, все мы произошли от некого танзанийского Хомо Сапиенса около 60 тыс. лет тому назад, а также всегда помня основополагающие права человека, хочется задать себе самому вопрос: «Что происходит?».
Безусловно, не ответом, но некоторым катализатором, на наш взгляд, в попытке приблизиться к ответу, может стать невероятная активность инвестиционной политики в части застройки и обустройства столицы страны в последние месяцы. В декабре 2007 г. устами главы государства и главного архитектора Минска были озвучены грандиозные планы строительства преимущественно в центре города гостиниц, отелей и развлекательных комплексов суперкласса. Строиться всё должно в основном за деньги ближневосточных инвесторов. Заметим, что это уже не первые вложения подобного рода в отечественную экономику. Просто раньше это как-то не озвучивалось. Ранее мы своими глазами видели, как видим и сейчас, грандиознейшие строительные проекты под патронажем Московской патриархии в буквальном смысле по всей стране. Особенно в столице. Лично меня впечатлило не строительство на проспекте Машерова (старом), и даже не комплекса на Притыцкого, но аляповатой в псевдорусском стиле церкви на ул. Мирошниченко и гигантского в шатровом стиле храма рядом с Восточным (московским) кладбищем. Вот уж где, право, в гостях со своим самоваром! Но, впрочем, это тема для отдельного разговора о продолжении грустно известной политики губернатора Муравьёва второй половины 19 в. в наши дни.
Но вернёмся в центр столицы. Писатель и философ 1 века до Р. Х. Сенека Луций Младший говорил: «Один город — уже цивилизация». И с этим можно согласиться. Действительно, цивилизации как таковые возникали с возникновением городов и благодаря городам развивались сами. Для нас это тем более актуально, что примерно каждый второй белорус живёт в городе, а в Минске — более 1/5 населения страны. Так естественно-историческим путём сложилось, что наша сегодняшняя цивилизация по преимуществу городская. Но кто, как и что формирует сегодня эту цивилизацию?
Опустим времена КПСС, когда формирующим фактором была коммунистическая идеология. Она оставила нам в столице (и не только) так называемый «сталинский стиль», который ныне уже на международном уровне готовы признать как памятник тоталитарной эпохи. Как говорят, «рацыя» в этом есть. И первый такой объект — проспект Сталина — Ленина — Скорины — Независимости.
Однако сегодня написанная и изучаемая в школах и ВУЗах так называемая «государственная идеология» не даёт ответа, почему исторический центр столицы превращается в филиал Абу-Даби или Кувейта. Эта «идеология» не объясняет, почему «стабильное и поступательное» развитие белорусского общества не опирается на исторические фундаменты (в прямом смысле этого слова) нашего прошлого, а требует — наоборот — коренного его уничтожения экскаваторами (в прямом смысле этого слова). Понятно другое: идёт процесс мифологизации существующей системы, а вместе с тем и мифологизации новой, как кому-то кажется, создаваемой цивилизации. Ярким примером тому — так называемая «реставрация» архитектурных памятников. Надо прямо сказать: к настоящей реставрации это не имеет никакого отношения. Не может быть реставрацией, ни по каким международным канонам, полное уничтожение исторического объекта и возведение на его месте «новодела». Но на те здания, что в буквальном смысле построены на костях нашей истории, вешаются однообразные знаки «историко-культурная ценность». Какой истории, и какой культуры? Понятно — новой. И планируемые и строящиеся уже отели и прочие «культурно-туристические объекты» в центре Минска — тоже «культурная ценность», но не нашей культуры.
Во время проведенного блиц-опроса «Радио Свобода» на улицах Минска о самых красивых зданиях столицы, прозвучали и такие ответы: «Новая Национальная библиотека». Исторический центр города, его храмы, сама храмовая площадь, историческая (аутентичная, а не как Троицкое предместье) городская застройка, всё меньше воспринимается жителями как красота, как собственная история, как ценность. Её вытесняют мифы нового времени — новоделы, поднимающиеся в «чистом» городе. А если учесть, что эти новоделы в центре столицы с ярко выраженным восточным привкусом, то кажется, «что не всё в порядке в королевстве Датском».
Только наивный может полагать, что этими новыми зданиями, в корне изменяющими исторический облик Минска, нас облагодетельствуют. Как известно, сыр бесплатным бывает только один раз. И дело, видимо не только в зданиях. Они — вершина огромного айсберга, медленно и неуклонно надвигающегося на нашу сухопутную страну. Ему не знают как толком противостоять даже в Западной Европе, США и России. Везде, пытаясь сохранить хорошую мину, говорят о развитии национальных традиций, о возрождении, изучении собственной истории. У нас же, в ослеплении от Золотого Тельца, на фоне явного кризиса, создаётся зона наибольшего благоприятствования для нынешних культур Востока — в том числе за счёт собственного историко-культурного наследия. Если вчера Скорина учился в Санкт-Петербурге, то что ему помешает завтра закончить университет в Багдаде? Главное, чтобы города у нас были чистыми, учёные и политики — «честными», чернобыльцы — здоровыми и без льгот, пенсионеры — счастливы с платным проездом, а на факультеты журналистики и управления поступали студенты по справкам БРСМ.
Новые планы так называемой «реконструкции» Минска — пример уничтожения белоруской национальной городской цивилизации. Кстати, не так явно, но это началось ещё с первых «Дожинок» и прокатилось по всей стране. Просто в Минске проводить «Дожинки» пока не додумались. Впрочем, если так дело пойдёт и дальше, то проведут. Примеры цивилизационной деградации есть не только у писателей-фантастов, но и в реальной истории. И очень сомнительно выглядят некоторые высказывания главы государства о том, что православие для нас — основа и составляющая часть государственной идеологии. Всё более и более становится заметным на нашем историческом горизонте полумесяц. Может, его привлекают цвета государственного флага? Или, что более реально, стратегическое положение страны, ни к кому не обращённой лицом, страны с неопределённым политическим вектором, страны оппонирующей всему «цивилизованному миру», страны с непонятной, запутанной и неустойчивой экономикой. Вот такую бы подобрать, приватизировать за пару гостиниц, аквапарков и нескольких миллиардов нефтедолларов! А что? Чем шейхам намывать в морях-океанах острова, не проще ли прибрать к рукам готовенькое. И зачем им сдалась наша история и цивилизация, если нам самим не очень-то и нужна? А отсюда потом куда как легче и проще распространяться и в прямом и переносном смысле вдаль и вширь. Да и танки быстрее куда надо дойдут, и ракеты долетят.
И проснёмся мы тогда в другом мире, где после исполнения государственного гимна и намаза, непременно знакомое и неизменное родное лицо диктора телевидения на чисто русском языке нас поприветствует: «Господь Велик!». А мы ответим: «Воистину Акбар!». И зажуём сухарь присланной от Чавеса венесуэльской кокой.